Только мы пережили время веселья, как наступило время расстройства. Я, конечно, о своем: о раздаче кинопремий.
Год только начался, а номинации на премии Bafta-2020 и «Оскар»-2020 уже сумели огорчить массу людей, поскольку в основных категориях («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучшая мужская роль второго плана») присутствует столько же разнообразия по части социальной инклюзивности, сколько в плошке водянистого супчика.
Такое впечатление, что эти две национальные киноакадемии (британская и американская), прямо как мистер Бин, сумели развить в себе способность наступить на самую что ни на есть подозрительную банановую кожуру — и со всего маху плюхнуться в грязную лужу.
Но на этот раз они просто превзошли себя, сумев навлечь гнев как со стороны движения #OscarsSoWhite (привлекающего внимание общественности к тому факту, что премия «Оскар» обходит стороной афроамериканцев), так и #Time’s Up (выступающего против сексуальных домогательств на рабочем месте). Оба лагеря жалуются, что в шорт-лист номинантов-режиссеров включены одни мужчины, а в актерских категориях присутствуют практически только белые актеры и актрисы.
Режиссер фильма «Маленькие женщины» Грета Гервиг (в центре) отсутствует в шорт-листах, составленных исключительно из мужчин-режиссеров
Шорт-листы двух киноакадемий практически идентичны по 32 из 35 индивидуальных номинаций в основных категориях.
Примечательно и то, что не продублированной оказалась как раз британка Синтия Эриво («Гарриет») — единственная в списке чернокожая актриса. Она все еще ждет своего часа по обе стороны Атлантики: получила номинацию на «Оскар», но была проигнорирована у себя дома и не вошла в номинацию Bafta, хотя лишь в прошлом году британская академия называла ее «восходящей звездой».
Британская актриса Синтия Эриво отмечена в шорт-листе «Оскара»
Означает ли это, что 6 700 членов жюри Bafta и 8 469 Американской киноакадемии сплоховали в этом году, упустили стоящие фильмы и талантливых актеров и режиссеров — или же все-таки они выбрали лучшее из того, что было?
Это, конечно, дело вкуса, который во многом зависит от опыта и кругозора, и именно поэтому так важно, чтобы в голосующее жюри входили представители всех рас и слоев общества — это, разумеется, если стремиться к тому, чтобы список не состоял всегда из одних и тех же.
Потому что если такое происходит, то вся эта затея становится ненужной как в интеллектуальном, так и в художественном смыслах, хотя тут стоить отметить, что в последние годы все же какое-то разнообразие в том, кто становился призером, стало проявляться, но только если ты не женщина-режиссер.
Итак, карты на стол: в моем скромном понимании, шорт-листы номинантов на кинопремии-2020 отражают консерватизм и крайне односторонний взгляд.
В них отмечены несколько совершенно стандартных фильмов, едва тянущих на четыре звезды — «Джокер», «Ирландец», «Маленькие женщины», «Однажды в… Голливуде», а некоторые и вовсе только на три, например, «Брачная история» и «1917».
Фильм «Джокер» лидирует в этом году, получив 11 номинаций на премию Bafta и Оскар Мартин Скорсезе (справа) номинирован в категории «Лучший режиссер» обеими киноакадемиями за фильм «Ирландец» с Робертом Де Ниро в главной роли
Мои претензии к списку номинантов не связаны с гендерным или расовым балансом (хотя и то и другое остается серьезной проблемой во всех видах искусства в том, что касается выдвижения или признания заслуг), а с тем, что столь заурядные фильмы оказались выдвинуты за счет некоторых по-настоящему великолепных — как фильмов, так и актеров.
И я не говорю об одном-двух просчетах — нет. Тут больше промахов, чем когда английская сборная [по футболу] бьет пенальти (премию «Золотой глобус» я сюда не включаю, поскольку она иначе организована и ее обладателей выбирают не за счет голосования членов национальной академии).
«Паразиты» и «Кролик Джоджо» — очень достойные претенденты и должны бороться за звание лучшей кинокартины наряду с такими фильмами, как «Прощание», «Квин и Слим» и «Неограненные драгоценности».
Южнокорейский фильм «Паразиты» вошел в номинации в категориях «Лучшая кинокартина» и «Лучший режиссер», но актеры не удостоились такой чести Джоди Тернер-Смит и Дэниэл Калуя в дебютном фильме Мелины Матсукас «Квин и Слим» не получили номинаций
Вы можете со мной не согласиться — многие не раз так и делали.
Примерно год назад или около того в лондонском метро ко мне подошел мужчина средних лет, посмотрел на меня загадочно, помолчал, а затем сказал: «Вы должны мне 16 фунтов». На мой вопрос, почему, он просто обронил: «Форма воды» — и ушел.
Ладно, принято.
Во всяком случае, он пошел и посмотрел этот фильм. Чего, как кажется, не сделали члены обеих киноакадемий в этом году, проигнорировав многие достойные картины.
Сезон наград 2020 года очень напоминает Францию 1863 года. Тогда официозная Академия художеств отвергла картины стольких авангардных художников для показа в архиважном Парижском салоне, что король Наполеон III, боясь очередного мятежа, решил провести альтернативную выставку, которая получила название «Салон отверженных». Успех не только превзошел ожидания (хотя были и те, кто пришел просто посмеяться), но навсегда изменил ход истории искусства.
Это ознаменовало новую эру, новый порядок и новый взгляд, воплощенный в великолепном полотне Эдуарда Мане «Завтрак на траве»(1863), и то, что было отвергнуто тогда художественным истеблишментом, теперь считается шедевром.
Одну из самых известных картин мировой живописи, «Завтрак на траве» кисти Мане, поначалу отвергли парижские академики
Так что в духе 1863 года, отталкиваясь от просмотренных мною лично фильмов и принимая во внимание тех потенциальных номинантов, которые, по мнению других критиков, должны были присутствовать в шорт-листах, я, как Наполеон III, предлагаю вам свой комбинированный Bafta-Oscar — «Шорт-лист отказников»:
Шорт-лист отказников
составленный Уильямом Гомпертцом
Номинант | Фильм | Фильм |
---|---|---|
Лучший режиссер | ||
Грета Гервиг | "Маленькие женщины" | |
Мелина Матцукас | "Квин и Слим" | |
Джордан Пил | "Мы" | |
Братья Сэфди | "Неогранённые драгоценности" | |
Лулу Ванг | "Прощание" | |
Лучшая мужская роль | ||
Уиллем Дефо | "Маяк" | |
Дэниэл Калуя | "Квин и Слим" | |
Эдди Мерфи | "Меня зовут Долемайт" | |
Адам Сэндлер | "Неогранённые драгоценности" | |
Пон Чжун Хо | "Паразиты" | |
Лучшая женская роль | ||
Аквафина | "Прощание" | |
Лупита Нионго | "Мы" | |
Дебби Ханивуд | "Извините, мы вас не застали" | |
Ноэми Мерлан | "Портрет девушки в огне" | |
Джоди Тернер-Смит | "Квин и Слим" | |
Мужская роль второго плана | ||
Чхве У-щик | "Паразиты" | |
Уинстон Дьюк | "Мы" | |
Джонатан Мэйджерс | "Последний черный Сан-Франциско" | |
Роберт Паттинсон | "Маяк" | |
Тайка Вайтити | "Кролик Джоджо" | |
Женская роль второго плана | ||
Адэль Энель | "Портрет девушки в огне" | |
Ли Чжон Ын | "Паразиты" | |
Дженифер Лопес | "Стриптизёрши" | |
Пак Со-дам | "Паразиты" | |
Чжоу Шучжэнь | "Прощание" |
BBC
Я уже знаю, кого бы я хотел увидеть в качестве награжденных и чьи благодарственные речи послушать.