Как ожидается, в пятницу совет директоров ЦБ понизит ключевую ставку на 0,5 п.п. до 10%. Фундаментальные основания для такого решения есть, уверены большинство аналитиков.
Умеренная жесткость
Как заявил во вторник глава Сбербанка Герман Греф, «все показатели к тому, что ключевую ставку снижать нужно, есть». В частности, отметил он, инфляция вышла на низкий уровень и до конца этого года может снизиться до 6,5%. В среду замминистра финансов РФ Максим Орешкин озвучил еще более оптимистичный прогноз: «Сейчас уровень уже ниже 7%, ожидание на конец года — 5,7%. Это будет исторический минимум инфляции в России». В соответствии с опубликованными Росстатом в среду данными, в период с 6 по 12 сентября 2016 г., как и на предыдущей неделе, наблюдался нулевой прирост инфляции (с начала года она составила 3,9% против 10,4% в 2015 г.).
Инфляция и инфляционные ожидания замедляются, а также стабилизируется рубль, подтвердил «Вести.Экономика» главный экономист ING Russia по России и СНГ Дмитрий Полевой. Таким образом, указал он, фундаментальные факторы, способствующие снижению базовой ставки ЦБ, наличествуют.
Напомним, первое снижение ставки в текущем году регулятор предпринял в июне, опустив планку на 50 б. п. до 10,5%. В июле Центробанк решил выдержать паузу, сославшись на наличие рисков в достижении 4%-го целевого уровня в 2017 г. и необходимость поддержать процентные ставки на уровне, стимулирующем сбережения, а также способствующем снижению инфляционных ожиданий. 9 сентября на банковском форуме в Сочи Эльвира Набиуллина вновь упомянула о завышенных инфляционных ожиданиях, объявив о намерении сохранять умеренно жесткий курс денежно-кредитной политики.
При этом, предположил Дмитрий Полевой, продемонстрированное главой ЦБ определенное ужесточение риторики было призвано охладить появившийся в последнее время излишний оптимизм у участников рынка. Тогда как сам регулятор, вероятно, хотел бы максимально минимизировать существующие риски, которые просматриваются в том числе в бюджетной сфере и в потребкредитовании, хотя зафиксированные конкретные параметры, в частности по динамике потребкредитов, пока не выглядят чрезмерными. «В результате, если в июне мы прогнозировали еще три раунда уменьшения ставки в текущем году (на 0,5%), то теперь ожидаем двукратного снижения планки до итогового уровня 9,5%», – резюмировал главный экономист ING Russia по России и СНГ.
Жесткая умеренность
Впрочем, споры о том, не чрезмерно ли все же осторожничает регулятор и не излишне ли медленно он опускает планку, активно ведутся последние два года, после того как в конце 2014 г. на фоне обвального падения рубля ЦБ резко поднял ставку до 17% (только за декабрь она взлетела на 7,5%). И, в самом деле, обжегшись тогда, не дуют ли теперь в Центробанке и на воду?
Здесь важно четко определить приоритеты, ответила главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. Так, известно, пояснила она, своей приоритетной задачей власти считают снижение инфляции до заявленного ЦБ целевого уровня 4% в 2017 г. И недавнее решение правительства о выделении единовременной выплаты пенсионерам в начале следующего года подтверждает этот настрой на сдерживание инфляционной динамики. При том, что на сегодня инфляция составляет почти 7%. И в августе на фоне хорошего урожая был зафиксирован нулевой инфляционный рост, что стало негативным сюрпризом для ЦБ, прогнозировавшего дефляцию. В подобных условиях, конечно, ставку опускать не следует, констатировала Орлова. Тем более, уточнила она, в конце сентября ФРС США может принять решение о повышении процентной ставки, в связи с чем положение рубля ухудшится.
Некоторые аналитики, к слову, не исключают, что американский Федрезерв, невзирая на предвыборные коллизии (на 8 ноября в Соединенных Штатах назначены президентские выборы), повысит ставку уже 21 сентября.
Но сегодня на фоне сокращения доли импорта зависимость показателей инфляции от изменения обменного курса рубля уменьшается, возразил старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский. По его словам, наряду с данными по инфляции и инфляционным ожиданиям пятничному решению ЦБ о снижении ставки также должно поспособствовать отмеченное во II квартале (в сравнении с предыдущим) проседание отечественной экономики. При том, что на ухудшение экономической ситуации, очевидно, повлияли и сохраняющиеся высокие ставки по кредитам. А поскольку кредитные ставки в свою очередь также определяются ключевой ставкой ЦБ, то, разумеется, было бы неверно утверждать, что от изменения последней в реальности немногое зависит, оговорил Струченевский. И если, к примеру, добавил он, к концу текущего года регулятор снизит планку на 1,0% (до прогнозируемых 9,5%), то тем самым ощутимо улучшит условия для развития всей российской экономики и ее кредитного сектора.
По оценке Росстата, в годовом выражении спад ВВП во II квартале 2016 г. замедлился до 0,6% после снижения на 1,2% в I квартале. По итогам года в МЭР прогнозируют падение на 0,5-0,6% ВВП (против прошлогодних 3,7%).
Политическая воля
Чрезмерно жесткая кредитная политика препятствует возобновлению экономического роста, подчеркнул уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Как он предупредил: «Если ЦБ будет продолжать действовать медленно, мы рискуем оказаться в «инвестиционной яме», из которой будем выбираться несколько лет». Собственно, предприятия уже полтора года не инвестируют в основные средства, многие стройки фактически остановилась, и на ряде производств банально не хватает оборотных средств. Реальный сектор не может развиваться при таких ставках и оказывается не в состоянии реализовать «девальвационный бонус» во исполнение планов правительства по импортозамещению и наращиванию несырьевого экспорта. А потому уменьшение базовой ставки ЦБ до 7-8% представляется первоочередной мерой, способствующей восстановлению роста ВВП, определил Титов. С учетом июльской паузы, по его мнению, в сентябре регулятор должен понизить планку.
О последствиях ее дальнейших передвижений, наверное, также говорилось и на состоявшейся во вторник встрече президента РФ Владимира Путина с главой Центробанка. И пусть, как сообщалось, случайно вышло так, что эта встреча предшествовала очередному заседанию совета директоров ЦБ, ее участники вряд ли обошли молчанием проблематику ключевой ставки. При том, что она способна повлиять не только на будущее развитие российской экономики (что немаловажно также с учетом президентских выборов в 2018 г.), но и на колебания рублевого курса, которому ряд экспертов предрекают повышение волатильности сразу после парламентских выборов, предстоящих уже в ближайшее воскресенье, 18 сентября.
Инфографика
Наталья Приходко
Источник: vestifinance.ru