Документ, представленный Генеральной Ассамблее в октябре, оценивает влияние санкций на доступ к образованию, научным ресурсам и международному сотрудничеству в академической сфере. По словам Довгань, санкции ограничивают поставки учебных материалов и технологий, ухудшают качество обучения, приводят к «утечке мозгов» и дискриминации по признаку гражданства или происхождения. От этого страдают не только страны, в отношении которых введены санкции, но и государства-инициаторы и третьи страны.
«Односторонние санкции, средства их применения и избыточное соблюдение наносят ущерб праву на образование, праву пользоваться плодами научного прогресса и академическим свободам во всем мире, включая страны, вводящие санкции», – заявила Довгань, выступая в ходе 80-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Глобальные последствия для образования
В докладе приводятся многочисленные примеры: на Кубе число преподавателей в университетах снизилось с 54 078 в 2021 году до 50 298 в 2024 году, при этом непропорционально сильно уменьшилось число женщин – с 32 807 до 21 611; в Зимбабве сократился госбюджет на образование; в Венесуэле бюджет Министерства образования уменьшился почти на 90 процентов, что привело к массовому отсеву учащихся и разрушению инфраструктуры . В Иране и Сирии санкции затруднили покупку лабораторного оборудования и учебников, а доступ к онлайн-платформам Coursera, edX и другим часто блокируется по IP-адресам.
В России, Беларуси и ряде других стран санкции ограничивают доступ к международным академическим программам, таким как Erasmus+ и Horizon. Отмечаются случаи отказа в участии в совместных проектах, ограничений академической мобильности, аннулирования студенческих виз и депортации зачисленных студентов. Во многих случаях ограничения вводятся исключительно по признаку гражданства или страны происхождения, без индивидуальной оценки. Кроме того, финансовые санкции часто затрудняют оплату заявок, сертификатов и тестов, что дополнительно ограничивает доступ к международному образованию.
Согласно докладу, неоднократно сообщалось о нежелании издателей, базирующихся во вводящих санкции государствах, поставлять печатные материалы на Кубу, в Иран, Российскую Федерацию и Беларусь, ссылаясь на опасения подвергнуться судебному преследованию.
Самоцензура и ограничения исследований
Даже непосредственно не находясь под санкциями и не вводя санкции, университеты и ученые третьих стран вынуждены соблюдать ограничения из страха перед репрессиями или юридическими рисками.
Специальный докладчик отмечает, что ученые из стран, вводящих санкции, нередко опасаются участвовать в академических мероприятиях в государствах, находящихся под санкциями, или в других, если там участвуют исследователи из подсанкционных государств, а также сотрудничать с коллегами, публиковать совместные работы или даже отвечать на письма организаторов. Эти опасения, по ее словам, иногда приводят к самоцензуре и ограничениям академической свободы. В частности, она привела пример Таллиннского университета, лишившего бывшего ректора статуса эмерита за участие в конференции в Москве.
Нарушение международных обязательств
Спецдокладчик подчеркнула, что такие меры противоречат статьям 13–15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующим право на образование и научные свободы. Ограничение доступа к знаниям и технологиям подрывает прогресс в этой сфере, что является недопустимым, говорится в докладе.
По словам Спецдокладчика, такие действия фактически означают дискриминацию по национальному признаку и препятствуют достижению Целей в области устойчивого развития, включая ЦУР 4 о качественном образовании и ЦУР 10 о сокращении неравенства.
Призыв к государствам и международным организациям
Довгань призвала государства, вводящие санкции, «снять все меры, не соответствующие международному праву, включая те, что направлены против ученых и академических учреждений», и «обеспечить, чтобы право на образование и академические свободы не затрагивались односторонними формами давления».
Ответственность за нарушения академических свобод лежит на государствах, применяющих санкции, и не может быть переложена на частные структуры или оправдана геополитическими мотивами, отмечает эксперт.
Она также призвала ЮНЕСКО создать механизм мониторинга влияния санкций на право на образование и академические свободы и включить эти вопросы в оценочные доклады по науке и образованию. Международная организация труда, по ее словам, должна отслеживать влияние санкций на детский труд, доступ к достойной работе и профессиональному обучению.
Специальные докладчики – это независимые эксперты, назначаемые Советом ООН по правам человека для рассмотрения либо ситуаций в конкретных странах, либо тематических вопросов во всех частях мира. Они входят в специальные процедуры Совета по правам человека. Эксперты специальных процедур не являются сотрудниками ООН и не зависят от какого-либо правительства или организации. Они работают в личном качестве и не получают зарплату за свою работу.


