Сырьевые материалы 3TG — тантал, олово, вольфрам и золото — являются ключевыми, поскольку автомобильная промышленность стремится перейти на электромобили (EV).
Эти материалы критически важны для создания систем подвески, проводки, освещения и электронных дисплеев.
Прочные, устойчивые к коррозии и прекрасно проводящие электричество минералы 3TG в настоящее время пользуются большим спросом у автопроизводителей в Европе и других странах.
Демократическая Республика Конго (ДРК) может похвастаться одними из крупнейших месторождений таких минералов в мире, и их разработка может стать источником процветания для страны в Центральной Африке.
Однако текущие доходы от добыча 3TG способствует разжиганию ожесточенного конфликта в стране, поэтому их часто называют «конфликтными минералами».
Согласно новому расследованию, проведенному DW и голландским журналом De Groene Amsterdammer, конфликтные минералы 3TG, скорее всего, оказались в электромобилях крупнейшего европейского автопроизводителя Volkswagen (VW).
По данным VW. В отчете об ответственном сырье, DW обнаружило, что по меньшей мере шесть предприятий, которые ДРК и Евросоюз связаны с конфликтными минералами, являются частью цепочки поставок немецкой компании.
Другой поставщик, золотоперерабатывающий завод в Судане, до недавнего времени контролировался вооруженной группировкой, которую Соединенные Штаты обвинили в геноциде.
В заявлении, отправленном по электронной почте, представитель VW не «подтвердить или исключить с абсолютной уверенностью», что металлургические заводы снабжают автопроизводителя.
Их появление в системе отчетности VW по сырью «не указывает на то, что они обязательно являются частью нашей цепочки поставок», добавлено в заявлении.
К металлургическим заводам, указанным DW, относятся оловоплавильные предприятия Malaysia Smelting Corporation, тайская Thaisarco и китайская Yunnan Tin Company, а в отношении тантала Ningxia Orient Tantalum Industry, также из Китая.
Что касается золота, DW определила золотоперерабатывающий завод Гасабо в Руанде и африканский золотоперерабатывающий завод в Уганде.
«Volkswagen Group не имеет прямых деловых отношений ни с одной из перечисленных компаний или шахт», — говорится в заявлении, и что в этом виновата «сложность глобальных цепочек поставок».
Элементы 3TG имеют решающее значение для различных компонентов электромобиля. Изображение: Sina Schuldt/dpa/picture Alliance
Volkswagen — единственный крупный европейский производитель автомобилей, который предоставляет информацию о том, откуда он получает металлы 3TG.
Такая прозрачность сделала этот анализ возможным, в то время как другие производители автомобилей, такие как Mercedes — Benz, BMW, Renault и Stellantis, ничего публично не говорят о том, откуда берутся металлы 3TG в их автомобилях.
Саша Лежнев, старший политический советник новостной платформы расследований The Sentry в Вашингтоне, округ Колумбия, считает, что автомобильная промышленность «не уделяет достаточного внимания тому, что происходит в Конго».
«Такие компании, как Volkswagen, должны делать все возможное и обращать внимание на войну», — сказал он DW.
Грязные цепочки поставок автопроизводителей
Volkswagen, крупнейший производитель автомобилей в Европе, заявляет, что к 2030 году по крайней мере 70% автомобилей, которые он продает в Европе, должны быть электрическими.
Это означает больше электроники, больше проводки, больше металлов 3TG.
На другом конце цепочки поставок находится DRC.
Но ее потрясло насилие, особенно на богатом ресурсами востоке страны, граничащем с Руандой.
Минералы контрабандой ввозятся из восточной части ДРК в Руанду, где они смешиваются с местной добычей и экспортируются по всему миру, говорят эксперты Организации Объединенных Наций.
По их словам, поддерживаемая Руандой повстанческая группировка M23 зарабатывает около 800 000 долларов в месяц на этой торговле.
Конголезские повстанческие силы M23 контролируют шахту Рубайя на востоке ДРК, откуда конфликтные минералы продаются по всему миру. Изображение: Камилла Лаффон / AFP
Чтобы разоблачить эту систему, ДРК возбудила уголовные дела против Apple, конечного пользователя 3TG. полезных ископаемых в знаковом деле 2024 года. ДРК обвинила производителя смартфонов в соучастии в торговле конфликтными минералами.
Apple отвергла обвинения.
DW обнаружило, что четыре завода по выплавке олова и тантала, упомянутые в уголовном иске ДРК в Бельгии за их связи с контрабандой полезных ископаемых, также фигурируют в списке поставщиков VW 3TG.
К ним относятся Malaysia Smelting Corporation, Thaisarco, Yunnan Tin Company и Ningxia Orient Tantalum Industry.
В цепочку поставок VW также входит золото с золотоперерабатывающего завода Gasabo в Руанде и Африканского золотоперерабатывающего завода в Уганде, которые перерабатывают золото, контрабандно ввезенное из ДРК, по данным ЕС.
Бывший нефтеперерабатывающий завод попал под санкции ЕС в начале 2025 года.
В 2023 и 2024 годах в цепочку поставок Volkswagen входило золото с суданского золотоперерабатывающего завода в Хартуме, который в то время контролировался суданской военизированной группировкой «Силы быстрой поддержки» (RSF). США обвинили группу в геноциде.
«Это означает, что цепочка поставок Volkswagen загрязнена конфликтным золотом, и существует огромный риск того, что она косвенно финансирует эти конфликты», — говорит Марк Уммель, исследователь сырья из швейцарской некоммерческой организации Swissaid.
«Очень удивительно и разочаровывающе, что [VW] имеет некоторые из худшие, самые печально известные металлургические заводы в мире в своей цепочке поставок», — сказал он DW.
Неоднородная система сертификации
Компании, нуждающиеся в 3TG, прибегают к бизнес-инициативам, чтобы проверить свою политику снабжения через Инициативу по ответственной добыче полезных ископаемых (RMI).
Процедуры металлургических заводов проверяются независимыми аудиторскими агентствами.
Если все в порядке, они получают положительную оценку от RMI.
Volkswagen также является членом RMI.
В своем кодексе поведения VW говорит, что его поставщики могут использовать сырье только с металлургических и нефтеперерабатывающих заводов, которые могут предоставить соответствующий аудит.
Но не все поставщики придерживаются этого.
Из всех 344 компаний, поставивших Volkswagen 3TG в 2024 году, только 61% прошли оценку RMI.
Это число сокращается. Некоторые компании вообще не предоставляют никаких сертификатов качества.
VW заявляет, что работа с металлургическими заводами, проверенными RMI, является его «целью» и что он «работает над поощрением и поддержкой поставщиков» при завершении оценки.
ЕС установил правила мониторинга импорта металлов 3TG в 2021 году, но они до сих пор ничего не изменили на местах в Конго, согласно исследованию, проведенному Европейской Комиссия.
Новые правила должны соблюдать только прямые импортеры материалов в ЕС. Когда такие компании, как Volkswagen, сами часто не импортируют материалы, правила не применяются к ним напрямую.
В Германии правящая коалиция консервативного блока ХДС/ХСС и левоцентристская СДПГ в своем коалиционном соглашении 2025 года пообещали предотвратить «чрезмерное регулирование» ЕС в отношении конфликтных полезных ископаемых.
Под редакцией: Уве Хесслер
Эта статья подготовлена при поддержке Journalismfund Europe.