На брифинге в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке председатель Комиссии Сара Хоссайн сообщила, что ситуация в стране ухудшилась после ударов, в результате которых, по сообщениям, погибли более тысячи человек.
По данным правительства Ирана, среди 276 гражданских жертв – 38 детей и 102 женщины; еще более 5600 человек получили ранения. Повреждены объекты гражданской инфраструктуры, включая медицинские учреждения и школы. Правительство также сообщило, что известная тегеранская тюрьма Эвин была поражена без предупреждения: около 80 человек, включая заключенных, их родственников (нападение пришлось на время свиданий), сотрудников и как минимум одного ребенка, погибли. В тюрьме на тот момент содержалось около 1500 человек, в том числе многие правозащитники и активисты.
Хоссайн также выразила тревогу в связи с ответными ракетными ударами Ирана по Израилю, которые, по данным иранских властей, привели к гибели 31 человека и ранениям более 3300.
«Систематические нападения на гражданское население»
По словам Хоссайн, последствия ударов привели к новым внутренним репрессиям со стороны иранского правительства, что еще больше подорвало уважение к праву на жизнь.
Комиссия, назначенная Советом ООН по правам человека, задокументировала аресты тысяч людей, включая адвокатов, журналистов, правозащитников и тех, кто высказывал мнения о конфликте в социальных сетях.
В этом году число казней в Иране достигло самого высокого уровня с 2015 года. Большинство случаев применения смертной казни, по данным Комиссии, противоречат международному праву в области прав человека. Был принят закон, расширяющий применение смертной казни по обвинениям в «шпионаже» и криминализирующий публикацию в соцсетях информации, признанной властями «ложной».
«Если казни являются частью широкомасштабных и систематических репрессий против гражданского населения в рамках государственной политики, то лица, несущие ответственность – включая судей, выносящих смертные приговоры, – могут быть привлечены к ответственности за преступления против человечности», – заявил эксперт комиссии Макс дю Плесси.
Недавние репрессии затронули также этнические и религиозные меньшинства: арестованы более 330 курдов и большое число арабов, сотни тысяч афганцев депортированы. Представителей религиозного меньшинства бахаи обвинили в «сионистском шпионаже», проводились обыски их домов и конфискации имущества.
Безнаказанность за «убийства чести»
Комиссия сообщила о сохраняющихся случаях тяжких форм насилия, включая убийства женщин и девочек по мотивам «чести». С марта по сентябрь 2025 года было зарегистрировано 60 таких случаев. Эти преступления, как и другие формы гендерного насилия, остаются безнаказанными.
Сообщается также о закрытии предприятий, обслуживающих женщин, которые отказываются соблюдать обязательные правила ношения хиджаба, и об усилении слежки. Поступают сообщения о возвращении «полиции нравов» на улицы.
Комиссия задокументировала рост транснациональных репрессий, включая допросы, угрозы и слежку за семьями иранских журналистов за рубежом. Достоверная информация свидетельствует, что более 45 работников СМИ в семи странах столкнулись с серьезными угрозами.
«Отказ от правосудия не является нейтральным актом, – сказала Хоссайн. – Неисполнение обязанностей по обеспечению справедливости лишь продлевает страдания жертв и подрывает обязательства государства по международному праву в сфере прав человека – обеспечивать ответственность, истину, справедливость и возмещение ущерба».
«Права на жизнь и свободу под беспрецедентной угрозой»
В докладе Генеральной Ассамблее Специальный докладчик по ситуации с правами человека в Иране Май Сато осудила удары Израиля и США как незаконное применение силы, нарушающее Устав ООН, и выразила глубокую обеспокоенность тем, что окончание боевых действий не принесло иранцам облегчения.
«Внешняя агрессия подпитала внутренние репрессии, – заявила Сато. – Права иранского народа на жизнь и свободу находятся под беспрецедентной угрозой».
Она охарактеризовала рост числа казней как сознательную политику запугивания и возмездия, отметив, что многие приговоры выносились после несправедливых судебных процессов или по расплывчатым обвинениям в угрозе нацбезопасности.
Докладчик также указала на расширение практики транснациональных репрессий: иранские власти преследуют оппозиционеров за рубежом с помощью запугивания, слежки и угроз, и призвала государства – члены ООН поддержать уязвимых представителей иранского гражданского общества и согласовать усилия по противодействию транснациональным репрессиям.

