Это уже пятое исследование Chatham House, которое замеряет настроения белорусов после президентских выборов-2020. Нынешний опрос проходил в конце июля-начале августа — спустя год после начала массовых протестов. Исследователи опрашивали белорусов онлайн — и только жителей городов, как больших, так и маленьких. «Поэтому в нашем исследовании есть небольшой перекос в сторону тех, кто поддерживает протест», — предупреждает Рыгор Астапеня, ассоциированный эксперт Chatham House и директор по исследованиям Центра новых идей.
При этом авторы исследования уверены, что сейчас, благодаря уровню урбанизации и специфике информационного пространства в Беларуси, больших различий между городским и сельским населением нет: «Безусловно, жители деревень отличаются от минчан, но их взгляды схожи с жителями маленьких городов».
Самый известный политик — Лукашенко, но на выборах больший процент набрал бы Бабарико
Александр Лукшенко остается самым известным человеком в Беларуси. В ответе на вопрос «Кого из перечисленных людей вы знаете?» 95% горожан отметили именно его. Светлану Тихановскую знают 90%, Виктора Бабарико — 86%, Сергея Тихановского — 83%, Валерия Цепкало — 75%.
У высокопоставленных чиновников из команды Лукашенко индекс узнаваемости куда ниже, чем у представителей протеста, среди них никто не набрал больше 60%. «То есть многие люди, которые 27 лет поддерживают действующую власть, не знают, кто такой Владимир Макей (министр иностранных дел — Ред.), Караев (экс-министр внутренних дел, который разгонял протесты — Ред.) и так далее», — замечает Астапеня.
Судя по результатам опроса, самый известный в стране политик проиграл бы на выборах человеку, который несколько месяцев назад был осужден на 14 лет. Когда у горожан спросили, кто наиболее достоин стать президентом, 33% выбрали Виктора Бабарико. У Александра Лукашенко второе место — 28%, Светлану Тихановскую назвали 13%. Авторы исследования отмечают, что в стране большой процент тех, кто отвечает «никто». «Это говорит об апатии и нежелании людей участвовать в политике и что-то знать о политике», — считает Рыгор Астапеня.
Все больше белорусов считают, что Тихановская проиграла противостояние с Лукашенко
У Лукашенко сохраняется самый высокий антирейтинг (за кого бы не голосовали ни в коем случае) — 49%, у Тихановской этот показатель ниже — 40%, у Бабарико — всего 23%.
«То есть в белорусском обществе нет неприятия к Виктору Бабарико, и это его отличает от других представителей протеста», — говорит эксперт.
Авторы исследования решили поэкспериментировать и предложили белорусам представить, за кого они бы проголосовали во втором туре. Оказалось, что Виктор Бабарико стал бы победителем во всех предложенных вариантах — он бы обошел во втором туре Светлану Тихановскую, Павла Латушко, экс-премьера Сергея Румаса, Владимира Макея и Лукашенко (тут 47% против 26%). Наименьший процент Бабарико набирал бы во втором туре с Павлом Латушко (45% против 23%, еще 44% — против всех).
Всего же сторонниками действующей власти сейчас называют себя 39% горожан, 61% власть не поддерживают. При этом и те, и другие считают, что единомышленников у них гораздо больше. Сторонники действующей власти уверены, что таких же взглядов придерживаются 67% белорусов. Противники считают, что их 71%. «Мы увидели, что люди, которые считают себя сторонниками действующей власти, не совсем адекватно оценивают, сколько их на самом деле. Сторонники протеста тоже чуть-чуть преувеличивают свою представленность в белорусском обществе», — подчеркивает Рыгор Астапеня.
Впрочем, несмотря на высокий запрос на перемены в белорусском обществе, исследование показало, что растет количество тех, кто признает: Светлана Тихановская проиграла противостояние с Александром Лукашенко — около 40%.
Кому доверяют белорусы?
Нынешнее исследование показало, что в Беларуси становится больше тех, кто затрудняется ответить на вопросы о политическом кризисе. «И это происходит за счет людей, которые раньше говорили, что они не доверяют действующей власти».
Государственным институтам большинство белорусов по-прежнему не доверяет. Лидеры антирейтинга — ЦИК, госСМИ и государственные профсоюзы. Лидеры по доверию среди негосударственных институтов — независимые СМИ, правозащитные организации и церковь.
Среди медиа, которые знают белорусы, еще два месяца назад ведущие позиции сохраняли телеканалы ОНТ, СТВ и портал Tut.by, редакцию которого в мае разгромили силовики. Именно последнее СМИ почти половина горожан называла наиболее важным источником информации, поэтому их дополнительно спросили, что они читают после закрытия этого портала. Тут среди вариантов ответов упоминали и DW.
«Мы увидели, куда ушла аудитория Tut.by. Часть людей уходит на более нейтральные медиа — Onliner и Yandex, часть людей уходит на медиа, которые говорят о том, что поддерживают протесты или осуждают действия сегодняшней власти, например, «Белсат» и «Радыё Свабода», — считает эксперт.
Белорусы хорошо относятся к России
Доля тех, кто положительно относится к протестам, изменилась несильно — 37%. При этом большинство горожан считают, что нужно проводить честные выборы, выступают за честное расследование фактов насилия со стороны силовиков, освобождение всех политзаключенных и за полное прекращение применения силы к протестующим со стороны силовиков.
Не меняется и отношение белорусов к соседней России: 78% горожан относятся к ней «скорее хорошо», из них каждый третий — «очень хорошо».
А вот количество тех, кто хотел бы видеть Беларусь в ЕС, растет. Но таких людей в стране по-прежнему не много Сейчас — 13%, в ноябре 2020 года было 9%.
Горожане не чувствуют себя в безопасности
Только 39% белорусских горожан говорят о том, что чувствуют себя в безопасности. Наименее безопасно люди ощущают себя в Минске — таких 56%. В небольших городах этот показатель ниже.
Вероятно, с этим связано растущее количество желающих уехать из страны — сейчас таких 39%, полтора года назад было на 10 процентных пунктов меньше. И свыше 40% опрошенных рассказали, что у них есть знакомые или родные, которые за последний год переехали в другую страну.
«Уровень эмиграции из Беларуси достаточно высокий. Но к сожалению, мы не можем его замерить более надежными статистическими цифрами, потому что их не существует — не так много данных публикуют миграционные службы как в Беларуси, так и в Украине, Польше, Литве — тех странах, куда в основном уезжают белорусы», — объясняет Астапеня.