Бывшего министра внутренних дел Казахстана Ерлана Тургумбаева суд взял под стражу сроком на два месяца – об этом передает Радио Азаттик.
«Специализированным следственным судом города Астаны 30 апреля 2024 года санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении эксминистра внутренних дел Тургумбаева Е. З. сроком на два месяца», — говорится в сообщении.
Тургумбаева уволили с должности главы МВД в феврале 2022 года. Спустя два года его задержали «за превышение власти и должностных полномочий, что повлекло тяжкие последствия».
Обстоятельства его задержания и в чем конкретно подозревается эксминистр, власти не уточняют. По уголовному делу есть сведения, составляющие государственную тайну.
В марте Тургумбаева допросили в рамках расследования уголовных дел в отношении сотрудников силовых органов по необеспечению правопорядка и применению пыток во время беспорядков.
Осенью власти сообщила о задержании другого бывшего чиновника – эксминистра юстиции Марата Бекетаева по подозрению в «злоупотреблении полномочиями». Его тоже поместили под стражу во время следствия.
В начале января 2022 года в городе нефтяников Жанаозене Западе Казахстана начались митинги против повышения цен на сжиженный газ. Затем протесты распространились на другие регионы, а протестующие стали выдвигать политические требования.
В некоторых городах протесты переросли в стычки с силовиками и штурмом правительственных зданий. К примеру, в Алматы на несколько часов был захвачен аэропорт. В первые дни протестов силовики разгоняли протестующих с помощью слезоточивого газа, светошумовых гранат и резиновых шаров. В ночь на 6 января в Алматы произошла стрельба. 7 января президент Касим-Жомарт Токаев приказал силовикам и армии стрелять в «террористов» на поражение без предупреждения.
По официальным данным, во время беспорядков погибли 238 человек. В Генпрокуратуре также заявляли, что 92 человека погибли во время вооруженных атак на госучреждения, резиденцию президента, магазины и другие здания в Алматы и других городах.
Также силовики задержали тысячи человек во время протестов и после них. Многие из задержанных были осуждены, сотни из них заявили о пытках под стражей. Дела закрывали «из-за отсутствия состава преступления» или «за невозможностью установить истязаний».