Клинт Иствуд в 90 лет: десятка лучших фильмов неувядающей иконы Голливуда

В год 90-летия. Клинт Иствуд в январе 2020 года

31 мая американскому актеру и режиссеру Клинту Иствуду исполняется 90 лет. Впервые на киноэкране он появился в 1955 году в не удостоенной даже упоминания в титрах эпизодической роли в боевике-ужастике «Месть твари». Его самый свежий (будем надеяться, не последний!) фильм «Дело Ричарда Джуэлла» вышел в прошлом 2019 году. За эти шесть с половиной десятилетий фильмография Иствуда — актера и режиссера — насчитывает десятки картин, в которых воплотились самые разные стороны выдающегося кинематографиста и уникальной личности.

Предлагаем вашему вниманию десятку лучших — по нашему выбору — картин Клинта Иствуда. Размещены они не в приоритетном, а хронологическом порядке, отражающем эволюцию мастера.

«За пригоршню долларов» (A Fistful of Dollars), 1964, «На несколько долларов больше» (For a Few Dollars More), 1965, «Хороший, плохой, злой» (The Good, the Bad and the Ugly), 1966

«Человек без имени» в фильме «За пригоршню долларов»

Так называемая «Долларовая трилогия» итальянского кинорежиссера Серджио Леоне открыла миру не только уже перевалившего за четвертый десяток и в течение десятилетия бившегося за признание актера, но и утвердила особый новый жанр в кино — спагетти-вестерн. В трилогию, хотя таковой Леоне ее изначально не замышлял, эти три фильма объединила сыгранная Иствудом фигура главного героя, точнее антигероя — «Человека без имени», неизменно молчаливого, в своем неизменном пончо, ковбойских сапогах, широкополой шляпе и с сигариллой в зубах.

И хотя «Долларовая трилогия» была укоренена в самой что ни на есть устоявшейся голливудской традиции — вестерне — Иствуд и Леоне привнесли в образ своего героя новое, порожденное революционными 60-ми отношение, ставшее образцом новой моды, нового стиля, новой «крутизны». Казалось бы, не имеющие ничего общего с вестерновой эстетикой мотоциклетные ковбои Генри Фонды и Денниса Хоппера в «Беспечных ездоках» — прямое порождение стиля Иствуда.

Именно с «Долларовой трилогии» — изначально провинциальной попытки итальянцев подражать классическому Голливуду — Иствуд стал подлинной иконой Голливуда.

В 2008 году журнал Empire включил «Человека без имени» в число «величайших киноперсонажей всех времен».

«Куда не долетают и орлы» (Where Eagles Dare), 1968

Клинт Иствуд и Ричард Бертон в фильме в фильме «Куда не долетают орлы»

Классический боевик времен Второй мировой войны, в котором десант союзников во главе с британским майором Смитом (Ричард Бертон) и американским лейтенантом Шеффером (Иствуд) высаживается в оккупированных нацистами Альпах для спасения попавшего к немцам в плен американского генерала. Герой Иствуда уже не бесстрастный отстраненный ковбой из «Долларовой трилогии», но в нем есть то же мужество чужака, заброшенного в опасные обстоятельства, в которых он становится уже не антигероем, а героем.

«Грязный Гарри» (Dirty Harry), 1971

Клинт Иствуд – полицейский инспектор «грязный» Гарри Каллахан в фильме «Грязный Гарри»

Наряду с «Человеком без имени», полицейский инспектор из Сан-Франциско Гарри Каллахан по прозвищу «Грязный Гарри» — одна из самых знаменитых ролей Иствуда. Поджатая губа, неизменный твидовый костюм и такой же неизменный, в любое мгновение готовый выскочить из кобуры «Магнум». Гарри Каллахан находится в бесконечном противостоянии не только, а зачастую не столько с преступным миром, сколько со своим продажным некомпетентным начальством. Циничный, никому не верящий коп заложил основу целой череде последовавших за ним в американском кино аналогичных картин, в центре которых такие же действующие сами по себе, из своих собственных представлений о законе и справедливости героев.

«Сыграй мне «Misty»» (Play Misty For Me), 1971

Клинт Иствуд – радио-диджей Дейв Гарвер в фильме «Сыграй для меня “Misty”»

Название режиссерского дебюта Иствуда на русский язык переводится по-разному «Сыграй мне туманно», «Сыграй мне перед смертью». На самом деле «Misty» — название классической пьесы известного джазового пианиста Эррола Гарнера, и в этом своем первом авторском фильме Иствуд впервые проявил в кино свое главное музыкальное пристрастие — любовь к джазу. Здесь, впрочем, джаз — лишь музыкальный фон, а не главная тема. Герой картины — радио-диджей Дэвид Гарнер — попадает в коварно расставленную ловушку своей соблазнительницы-слушательницы. Сам Иствуд здесь уже не мужественный герой, а расслабленный богемный интеллектуал, беспомощная жертва набирающего в 60-70-е годы силу доминирующего феминизма.

«Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz), 1978

4b8a4ffa5eb26f52f848c36bd08b2a2f Клинт Иствуд – Фрэнк Моррис, заключенный тюрьмы Алькатрас

Алькатрас — заброшенный форт на уединенном острове в заливе Сан-Франциско. Самая страшная тюрьма Америки, бежать из которой невозможно. Туда попадает закоренелый рецидивист, умный и целеустремленный Фрэнк Моррис (Иствуд) и именно это — побег из Алькатраса — он и намерен совершить. Сама организация побега, основанная на реальной истории, — захватывающее приключение. Но главное в этом, как, впрочем, и в большинстве других фильмов с участием Иствуда — не сюжет и не приключения, а его герой. Человек, достоинство и мужество которого не способны сломить никакие, даже самые страшные обстоятельства, в которых он оказывается.

«Птаха» (Bird), 1988

Режиссер Клинт Иствуд и исполнитель роли Чарли Паркера Форест Уитакер на съемках фильма «Птаха»

Опять-таки в русском языке название картины переводят буквально — «Птица», но на самом деле в русскоязычной истории джаза прозвище великого саксофониста Чарли Паркера принято переводить как «Птаха». Чисто режиссерская работа Иствуда, в которой сам он, как актер — нечастый случай — даже не появляется. Росший в 30-40-е годы Иствуд через всю жизнь пронес любовь к джазу — музыке своего детства и юности. Более того, любовь эту он сумел передать и сыну — профессиональному джазовому контрабасисту Кайлу Иствуду. «Птаха» — байопик Паркера, и Иствуд и исполнитель главной роли Форест Уитакер сумели мастерски передать трагедию гения, пытавшегося всю свою короткую жизнь примирить две страсти — музыку и наркотики. Жизнь свою он в результате потерял, но великая музыка осталась.

«Непрощенный» (Unforgiven), 1992

С двумя «Оскарами» — за лучший фильм и лучшую режиссуру за «Непрощенный». Лос-Анджелес, 29 марта 1993 г.

И опять вестерн, картина, которую уже зрелый Иствуд-режиссер посвятил двум своим учителям — Серджио Леоне и Дону Сигелу, у которого он как актер снялся и в «Грязном Гарри», и в «Побеге из Алькатраса», и еще в нескольких фильмах. История ушедшего на покой бывшего разбойника Уильяма Манни (сам Иствуд), который сначала просто за деньги, а чем дальше, тем больше из врожденного чувства справедливости отправляется мстить злодеям, выстроена, на первый взгляд, по всем законам классического американского жанра. Но умудренный опытом, переваливший за седьмой десяток актер и режиссер переосмысляет все законы и клише вестерна, счищает наросший на него за десятилетия голливудский лоск и превращает историю в размышление о возрасте, чести, мужестве и героизме. «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру.

«Малышка на миллион» (Million Dollar Baby), 2004

0e61de126a3690ee5cc13e8c7f1503e7 С актрисой Хиллари Суонк в фильме «Малышка за миллион»

Вторая — после «Непрощенного» — пара главных «Оскаров» за лучший фильм и лучшую режиссуру поставила ставшего к тому времени уже патриархом американского кино Иствуда в один ряд с такими великими своими предшественниками как Джон Форд, Фрэнк Капра, Билли Уайлдер, Дэвид Лин, Элиа Казан и Стивен Спилберг. При всей сентиментальности истории борющейся за успех молодой боксерши (Хиллари Суонк) и поначалу неохотно берущего ее под свое крыло опытного тренера (сам Иствуд) в развязке фильма есть поворот, много говорящий о личности и взглядах самого Клинта Иствуда. Убежденный консерватор, человек правых взглядов, он в своей картине оказывается сторонником совершенно неприемлемой для консерваторов, но такой милосердной с общечеловеческой, гуманистической точки зрения эвтаназии.

«Флаги наших отцов» (Flags of Our Fathers), «Письма с Иводзимы» (Letters from Iwo Jima), 2006

На премьере фильма «Флаги наших отцов». Лос-Анджелес, 29 октября 2006 г.

Дилогия о Второй мировой войне, две неравноценные по своим художественным качествам, но очень важные в фильмографии Иствуда-режиссера (как актер он не появляется ни в одном из двух фильмов) картины. В центре дилогии — один из самых страшных и кровопролитных эпизодов Тихоокеанского фронта, бои за остров Иводзима в 1945 году. Первый фильм рассказывает историю с точки зрения американских солдат, второй — с точки зрения их противника, японцев. Первый становится разоблачением лицемерной машины государства, которая бесстыдно манипулирует реальностью для достижения своих пропагандистских целей. Второй — куда более пронзительный в изображении страха, отчаяния и бессмысленности войны, тем более, что взгляд этот — крайне редкий для американского кино — взгляд со стороны десятилетиями изображавшихся в виде бесчеловечно жестоких японцев.

«Гран Торино» (Gran Torino), 2008

Автомобиль 1972 года Ford Gran Torino Sport на мировой премьере получившего от него название фильма Клинта Иствуда «Гран Торино». 9 декабря 2008 года.

Как и «Малышка на миллион», «Гран Торино» являет нам сложный, не поддающийся однозначному трактованию характер героя. И точно так же отражает противоречивость политических воззрений и гуманистического типа личности самого режиссера. Ветеран Корейской войны, вышедший на пенсию рабочий завода «Форд» Уолт Ковальски (к моменту съемок картины Иствуду уже 77 лет) живет в населенном главным образом выходцами из Азии пригороде Детройта. Живет один, засилье бесконечно бесчинствующих банд эмигрантов как у себя в районе, так и во всей стране, его чудовищно раздражает. Раздражает тем более, когда один из них пытается угнать его сокровище — «Гран Торино» 1972 года, в создании которого Ковальски принимал самое активное участие. Трансформация совершенно обоснованных ярости и гнева в постепенно нарастающее понимание и сочувствие — поразительный процесс преодоления стереотипов и утверждения гуманизма и человечности.

***

Накануне своего 90-летия в одном из интервью Клинт Иствуд сказал: «И в этом возрасте я намерен двигаться по жизни дальше. Я не хочу стоять на месте или идти назад. Никогда не знаешь, когда нужно будет остановиться. Я люблю то, что я делаю».