Комментарий: Почему Восточная Европа стала гомофобной?

Депутаты Европарламента большинством голосов 11 марта приняли декларацию, объявляющую Евросоюз «зоной свободы ЛГБТИ». Решение стало реакцией на нарушение прав представителей сексуальных меньшинств в Польше, где в 2019-2020 годах местные власти объявили ряд регионов «зонами, свободными от идеологии ЛГБТИ», но также и в других восточноевропейских странах. Писатель и журналист Норберт Маппес-Нидик (Norbert Mappes-Niediek) рассуждает о причинах гомофобии в этом регионе: 

«В коммунистические времена гомосексуальность называли бы «пережитком капитализма». После падения коммунистических режимов отношение к гомосексуалам стало одной из первых линий разлома между Востоком и Западом. С 1989-90 годов националистические политики в Восточной Европе, обычно противопоставляющие «толерантность» жителей своих стран «чванливости» и «миссионерству» Запада, начали насаждать агрессивную нетерпимость к лесбиянкам и геям.

Нетерпимость и гомофобия — не восточноевропейская особенность

«Будь нетерпимым, будь нормальным!», — гласила надпись на одном из плакатов ультраправой партии в Болгарии. Далеко не все гомофобы выразились бы с такой беспощадной жесткостью. Кому захочется слыть  нетерпимым? Но партия уловила самую суть проблемы.

643014916ce8d71ba824a68e61d2c159

Норберт Маппес-Нидик

При всем при этом нетерпимость — и уж тем более, гомофобия — никоим образом не являются восточноевропейской особенностью. Напротив, в плане сексуальной ориентации в Восточной Европе долгое время царила гораздо большая толерантность, чем, скажем, в Германии или Великобритании.

Ведь именно в западных странах в буржуазную эпоху вспыхивали великие исторические скандалы, связанные с  «мужеложством». В Англии это был громкий судебный процесс против Оскара Уайльда в 1895 году, а позже еще один — против Питера Уальдблада в 1954 году. В Германии — судебный процесс над князем Филиппом цу Эйленбургом (Fürsten zu Eulenburg) в 1906 году, скандалы вокруг начальника штаба штурмовых отрядов НСДАП Эрнста Рёма (Ernst Röhm) в 1931-32 годах, а в 1983 году — анонимные обвинения в адрес генерала бундесвера Гюнтера Кисслинга (Günter Kissling), вынудившие его преждевременно уйти в отставку.

В прошлом Восток был толерантнее Запада

В Восточной Европе к гомосексуалам относились значительно терпимее. Так, в Польше с момента обретения ею независимости в 1918 году наказание за сексуальные отношения между мужчинами было крайне редким. В Советском Союзе этот вопрос стал линией водораздела между сталинистами и национал-большевиками с одной стороны и реформаторами и революционерами — с другой. В 1922 году однополые отношения в СССР были официально декриминализированы, но уже в начале 1930 годов при Сталине вновь была введена уголовная ответственность «за мужеложство».

Чехословацкие коммунисты хотели декриминализировать гомосексуальность еще в 1950 году, но были вынуждены подчиниться запрету из Москвы. В ГДР еще в 1957 году была отменена уголовная ответственность за сексуальные отношения между взрослыми мужчинами, в 1961 году они были декриминализированы в Венгрии, а годом спустя — и в Чехословакии. В Великобритании это произошло только в 1967 году, в ФРГ — в 1969 году, в Австрии — в 1971 году.

Культурная война и проявление амбивалентности

В начале 2000 годов дискуссия о равных правах для геев и лесбиянок, зарегистрированных партнерских отношениях и гомосексуальных браках  превратилась в захватывающее массы культурное сражение между Востоком и Западом. Парадоксально, но именно политические коннотации сделали этот вопрос горячей темой. А вот поп-культура, в свою очередь, относилась к этой теме критически или иронично.

В России женский дуэт «Тату» играл с гомоэротическими подтекстами, в Сербии певица Мария Шерифович выиграла с этой темой песенный конкурс «Евровидение» и стала национальной иконой. Чуть позже главой правительства Сербии была избрана открытая лесбиянка. Для Сербии это стало возможностью проявить амбивалентность: культовые лесбиянки могут не скрывать своей сексуальной ориентации  и при этом не раздражать патриархально настроенных правых с их культом сильных мужчин.

Гомосексуальность — продукт импорта?

Но напряженность в вопросе признания прав сексуальных меньшинств в этом регионе по-прежнему сохраняется. Гей-бары вынуждены маскироваться. Гей-ассоциации и правозащитники ведут упорную борьбу на всем Балканском полуострове, пытаясь добиться того, чтобы гей-парады  можно было устраивать как можно в большем числе городов. Каждый проведенный гей-парад, несмотря на атаки гомофобов, считается победой.

Там, где гомосексуалам выйти на улицу особенно сложно или даже опасно, как в некоторых балканских странах, в первом ряду процессии идут западные политики или дипломаты, тем самым невольно подкрепляя тезис  о том, что гомосексуальность — это западный продукт, чуждый местному населению.

Гомофобия как психологическое явление

Каковы же аргументы гомофобов? В данном случае о них едва ли идет речь. «Угроза существования нации, деморализация армии, угроза браку — все это не имеет никакого отношения к реальности, — говорит ученый из Берлина Мартин Даннекер (Martin Dannecker), исследующий вопросы сексуальности. —  К примеру, доказано, что гомосексуальные союзы лишь укрепляют институт брака».

Даннекер определяет гомофобию, в том числе, восточноевропейскую, как психологическое явление. За враждебностью, по его словам, кроется глубокое «сомнение в совместимости ценностей». Во времена неопределенности лишь «природа» все еще обеспечивает незыблемую опору — по крайней мере, кажущуюся. Для укрепления авторитета слабого, нестабильного государства необходимо провести параллель между государством и семьей и говорить о них в одном контексте.

Хрупкость «естественной нормы»

В действительности же та норма, на которую ссылаются как на «естественную», видится как нечто хрупкое и нестабильное. Этот вывод можно сделать хотя бы из того, что для соответствия этой норме нужно «взять себя в руки». Геям и другим сексуальным меньшинствам, очевидно, не хватает необходимой для этого дисциплины. Но зачем брать себя в руки, если правильное, естественное поведение подразумевается как нечто само собой разумеющееся?

Этого противоречия не удается избежать никому, кто выступает за традиционные гендерные роли и против «неестественной» сексуальности. Если природа диктует четкие правила, как утверждают гомофобы, то гендерная идентичность просто не может быть размыта какими-либо жизненными обстоятельствами, каким-то гей-парадом или «пропагандой гомосексуальности». Так что на самом деле они могли бы не волноваться.

Откуда берется ненависть к геям?

Геев ненавидят «за то, что они олицетворяют пассивность», говорит Даннекер. Но не только многие жители Восточной Европы лично чувствуют себя обреченными на пассивность. Эту удручающую судьбу, разделяет, скорее, вся нация, с которой они себя соотносят. Ее поучают, ущемляют, ее делают пассивным получателем материальных благ от Запада, который выставляет себя покровителем. Одним словом, из нее делают женщину.

И «это» позволяют делать с собой геи — вот где кроются истоки ненависти. «Они предают всех представителей своего общества», — объясняет Даннекер. К тому же социальный спад, который пришлось пережить многим людям, воспринимается как потеря потенции.

Попытка психологизации гомосексуальности провалилась

Различия между Востоком и Западом Даннекер видит не только в волне гомофобии, поднявшейся после 2000 года, но и в истории преследования гомосексуалов. На Западе, в частности, в Англии и Германии, после длительного периода «проблематизации» произошло своеобразное «негативное просвещение».

Вместо того, чтобы просто осуждать гомосексуальность как грех, ее долгое время пытались интерпретировать как психическое отклонение или невроз. Какое-то время на Западе искали «причины», по которым человек становится гомосексуалом. «Но найти ничего не удалось», — говорит Даннекер. Так что оставалось только принять это как данность.

Геи как еретические иконы дьявола

В то же время в Восточной Европе, в особенности, в России, где, в соответствии с православной традицией, действие главенствует над «внутренней мотивацией», важным считается не то, что человек чувствует, а то, что он делает. Именно поэтому широкие слои населения еще более агрессивно реагируют на демонстративный, эксгибиционистский, нравоучительный элемент в движении за права ЛГБТИ.

Даже социолог Игорь Кон, известный борец за права геев в России, не скрывал раздражения от гей-парадов: «Некоторым они напоминают студенческие пропагандистские отряды времен СССР, которые должны были учить колхозников собирать урожай». Терпимость стала предметом обсуждения, а гомосексуалы, как и участники западных гей-парадов, превратились в иконы — еретические иконы дьявола. И это не сулит ничего хорошего для их признания в будущем».

Норберт Маппес-Нидик, журналист-фрилансер, более 30 лет работавший в странах Юго-Восточной Европы. Сотрудничал с целым рядом немецких СМИ. 15 февраля 2021 года вышла его книга «Почему Запад не понимает Восток».

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.


Источник