Президент Франции Эммануэль Макрон был первым иностранным лидером, посетившим Бейрут после разрушительного взрыва, уничтожившего половину города, и теперь он вновь в ливанской столице. За несколько часов до приезда Макрона президент Ливана назначил нового премьер-министра, который будет формировать правительство взамен кабинета, ушедшего в отставку после взрыва.
В эти дни Ливан отмечает 100-летний юбилей. После распада Оттоманской империи в результате Первой мировой войны он был объявлен отдельным государством, тут же передан под управление Франции по мандату Лиги наций, а реальную независимость обрел в 1943 году.
В связи с этим в Бейрут в понедельник прибыл глава бывшей управляющей державы Эммануэль Макрон. Это уже второй его визит в Ливан после взрыва 4 августа.
Макрон не скрывает, что приехал не только и не столько отмечать историческую годовщину, сколько посредничать в переговорах между политическими силами Ливана о путях выхода из нынешнего кризиса. Цель поездки он сформулировал как «настаивать, но не вмешиваться».
Новый премьер — компромиссная фигура
Президент Ливана Мишель Аун за несколько часов до начала визита Макрона назначил новым премьер-министром страны Мустафу Адиба, прежде малоизвестного 48-летнего карьерного дипломата, с 2013 года работавшего послом в Берлине.
Взрывом полностью разрушило бейрутский порт
Кандидатуру Адиба на консультациях в минувшие выходные поддержали четыре бывших ливанских премьера, в том числе глава основной суннитской партии Саад Харири, христианская партия Движение свободных патриотов президента Ауна и поддерживаемая Ираном шиитская вооруженная группировка «Хезболла», признаваемая США террористической организацией, но пользующаяся большим влиянием в Ливане.
Ливан — единственное государство в мире, где власть официально формируется по религиозному принципу. Президент обязан быть христианином-маронитом, премьер — мусульманином-суннитом, а спикер парламента — шиитом.
Наблюдатели рассматривают нового премьера как компромиссную фигуру. Ливанские политики стремятся продемонстрировать мировому сообществу способность договариваться друг с другом и принимать решения, пишет New York Times.
Прежнее правительство во главе с Хасаном Диабом ушло в отставку 10 августа из-за взрыва в бейрутском порту.
Разрушенная «Швейцария»
Неорганизованная, но многочисленная ливанская оппозиция, считающая весь прежний правящий класс неэффективным и коррумпированным и требующая полной перезагрузки элит, не удовлетворена назначением Адиба. «Нет кабинету с участием убийц», — гласили плакаты, с которыми демонстранты встретили Макрона.
Под «убийцами» они имели в виду предполагаемых виновников гигантского взрыва в бейрутском порту 4 августа. По официальным данным, погиб 171 человек, около 6,5 тыс. получили ранения и травмы, экономический ущерб составил 3 млрд долларов.
Как показало расследование, сдетонировали 2,75 тыс. тонн аммиачной селитры, хранившейся на портовом складе шесть лет без соблюдения мер безопасности. Возмущенные граждане считают эту трагедию ярчайшим проявлением коррупции и безответственности властей.
Ливан, некогда называвшийся «ближневосточной Швейцарией», и до взрыва находился в тяжелом положении. Почти половина его шестимиллионного населения живет в бедности. Ливанский фунт за последний год обесценился впятеро. С 17 октября прошлого года страну почти непрерывно сотрясают массовые протесты.
Сложная задача
Мустафе Адибу необходимо продемонстрировать эффективность и способность проводить реформы, чтобы получить зарубежную помощь, в которой Ливан отчаянно нуждается.
Трудности ожидают нового премьера со стороны не только народной оппозиции, но и выдвинувших его властных групп.
«Времени для разговоров и обещаний не осталось. Пора браться за дело. С Божьей помощью, мы соберем министерскую команду из специалистов и экспертов», — заявил он журналистам после встречи с президентом в понедельник.
Формирование правительства в Ливане представляет собой сложный торг и обычно занимает несколько недель. Нет оснований полагать, что сейчас будет по-другому, указывает New York Times.
Миссия Макрона
Макрон посадил кедр — символ Ливана, в честь столетия создания этого ближневосточного государства в его нынешних границах
Общаясь с журналистами, Макрон не конкретизировал содержания желаемых им «реальных реформ», но настойчиво подчеркивал, что они являются непременным условием получения помощи.
«Если мы этого не сделаем, ливанская экономика рухнет, и главной жертвой окажется народ Ливана», — заявил он в пятницу в Париже.
Президент Аун и спикер парламента Набих Берри ранее высказывались за трансформацию Ливана в светское государство.
Свой визит Макрон начал с символических жестов. Первым человеком, к которому он поехал в Бейруте, стал не политик, а 85-летний певец Файруз, одна из немногих фигур, объединяющих сегодня ливанцев.
Оттуда он направился в лес к северо-востоку от Бейрута, где посадил ливанский кедр, затем в порт, где наблюдал за разгрузкой гуманитарной помощи с французского вертолетоносца «Тоннер» и общался с 400 французскими военнослужащими, присланными помогать ливанской армии в расчистке порта после взрыва. 85% критически важного для Ливана продовольственного импорта поступает через бейрутский порт.
У Макрона запланированы встречи с 11 ливанскими политиками, включая представителей «Хезболлы». «Надо разговаривать со всеми, раз они представлены в ливанском парламенте», — пояснил он.
О шансах своей миссии на успех французский президент высказывается сдержанно, называя ее «рискованной ставкой».