О новых информационных системах, программе повышения качества строительства и ремонта автодорог, а также о новой системе финансирования рассказал в интервью Евгений Дитрих, первый заместитель министра транспорта России.
— Расскажите подробнее о работе новой информационной системе, позволяющей принципиально новым образом координировать власть, контролировать поступления средств на ремонт дорог?
— Минтранс уже сегодня имеет информационные системы, которые позволяют собирать информацию о том, каким образом направляются средства регионами на финансирование региональных проектов. До последнего времени мы не вполне четко себе представляли, все ли источники, которые должны задействованы быть регионами при поступлении средств в региональные дорожные фонды, все ли они реально туда попадают.
Мы бы хотели видеть, дополнить то, что у нас есть сегодня новые информационные системы, которые контролируют объемы этих средств, которые должны поступать и фактически поступают в региональные дорожные фонды. Каким образом в последующем эти средства расходуются.
На наш взгляд, с учетом тех поручений и решений, законов, которые были приняты в этом году, направление всех без исключения средств, которые должны попадать в дорожные фонды и именно туда и никуда иначе, это нам позволит более эффективно получать и расходовать, контролировать расходование регионами этих денег.
— Новая система сделает прозрачной ситуацию с поступлением денежных средств. Как система будет реагировать на случаи нецелевого использования средств?
— Как правило, таких явных ситуаций у нас не возникает. Возникают, как правило, задержки зачисления средств, то есть возможна, например, ситуация, когда регион весь год собирает объемы поступающих средств в своем бюджете, а зачисляет их только по итогам этого года на следующий. Возникает задержка, то есть собрали вроде бы больше денег, а поступило в дорожный фонд меньше. Мы будем настаивать на том, чтобы тиражировать опыт некоторых регионов по зачислению этих средств оперативно. Скажем, по итогам квартала. Тогда мы точно будем знать, что и прогнозы, которые даются по этим средствам, они реализуются, оправдываются.
Давайте рассмотрим пример. Мы спрогнозировали 40 миллиардов рублей для поступления в региональный дорожный фонд, то мы именно на эту сумму можем заключить контракт и сделать работы. И предъявить их соответственно обществу и людям. Если же мы запланировали из того, что было задумано на только 20, а остальные 20 придут потом, то мы сделаем в два раза меньше. Поэтому важно заранее понимать, сколько денег будет, чтобы можно было бы заключить контракты и запланировать работы по объектам и исполнить их вовремя.
— Когда эта система будет работать?
— Совет по приоритетным проектам принял решение о том, что это решение подписано президентом, что эта система должна заработать в 2017 году. Мы в настоящее время приступили к ее разработке модификации, а необходимые технические задания формируются. В 17-м году все будет.
— Как могут повлиять бюджетные перераспределения на финансирование дорожных фондов в части ремонта и строительства? За чей счет будет финансироваться строительство и ремонт дорог? Каковы основные источники поступления средств?
— С точки зрения работы регионов по их собственным программам меняется немногое. Мы приступаем к реализации принципиально нового механизма в рамках проекта – безопасные и качественные дороги, приступаем к работе по проектному принципу, к работе, нацеленной на результат.
Проект по безопасной и качественной дороге предполагает, что крупные городские агломерации с числом жителей более пятисот тысяч, они получают дополнительную помощь из федерального бюджета, нацеленную на приведение дорог в этих агломерациях в порядок, на расширение узких мест, изменение дорог по аварийно-опасных участках, где по статистике часто происходят ДТП, а также устранению дефектов дорожного покрытия. На первом этапе. При этом вовлекаются и дороги городские, которые, собственно, принадлежат центральному городу агломерации, и дороги региональные и федеральные, находящиеся в некотором удалении. Ну, не секрет, что мы все ездим, как правило, в город на работу или из города отдыхать по выходным дням, это та задача, которая нацелена на то, чтобы удовлетворить потребность жителей в хороших дорогах.
При этом, если на первом этапе мы просто исключаем дефекты, которые уже образовались, и делаем дорогим более качественными, повышаем уровень безопасности дорожного движения и пытаемся делать так, чтобы пробок было меньше, то на втором этапе агломерации должны будут оптимизировать трафик.
Они должны будут рассмотреть возможность разведения грузового и легкового движения, для того чтобы грузовики не мешали ездить легковым автомобилям и общественному транспорту.
Мы задействуем в проекте, возможно, другие виды транспорта. Такие как пригородные электрички. Делаем их комфортными и удобными, для того чтобы люди могли ими пользоваться. Чтобы люди, пересаживаясь с автомобиля на общественный транспорт, не теряли комфорта и им было удобно пользоваться общественным транспортом.
— Программа предполагает масштабное строительство новых дорог. Насколько сложно развести транспортные потоки?
— Проект направлен как раз в большей степени на оптимизацию той инфраструктуры, которая у нас есть. Например, если грузовик будет пользоваться этой инфраструктурой ночью, а легковые машины и автобусы днем, таким образом, мы в 1,5-2 раза повысим ее пропускную способность.
С точки зрения строительства эти обстоятельства будут задействованы в тех случаях, когда мы поймем, что те или иные места надо точно расширять. При этом места концентрации ДТП, которые мы планируем устранять, в ряде случаев достаточно просто можно исправить установкой светофора или изменением дорожной разметки. Второй этап подразумевает капитальные мероприятия по изменению конфигурации улиц и дорог.
— Какие существуют дополнительные принципы и идеи, как оптимизировать трафик? Что сейчас предлагается, что уже разработано?
— На самом деле сейчас регионы, которые участвуют в этом проекте, разрабатывают программы — комплексные региональные программы, которые и нацелены на то, чтобы собрать все идеи по поводу того, как это нужно правильно делать, и на основе этого мы представим сводный проект до 1 декабря. Комплексные региональные программы должны быть проработаны и согласованы с министерством транспорта. Мы будем их утверждать в будущем году и приступим к реализации.
— Это будут правила общие для всех регионов?
— Поскольку ситуация с дорожным хозяйством в каждой агломерации своя. В одних регионах ситуация относительно неплохая, а в других более напряженная, но начальная стартовая позиция у всех разная. Поэтому и меры, которые мы будем применять в этих комплексных программах, они тоже будут зависеть от того, какой регион, с чего они начинают. Собственно, кому-то придется бежать быстрее, если они немного отстали на старте. Кому-то спокойнее делать свое дело.
— Ранее заявлялось, что будут внедряться новые принципы ремонта и строительства дорог, в частности отказ от ямочного ремонта. Расскажите подробнее о новых принципах ремонта дорог и за счет каких средств планируете их изменить?
— Да, это достаточно важная тема. На сегодняшний день у нас существуют технологии, которые мы уже успешно применяем на федеральных трассах, их качество на сегодняшний момент не вызывает сомнения. Многие говорят и чувствуют, что их качество повысилось. Мы переходим на новые принципы планирования и финансирования содержания и ремонта трасс федеральных. Они предполагают, что мы пересматриваем нормативы и говорим о том, что мы в большей степени ремонтируем дороги в формате содержания, замены верхних слоев. И откладываем на более поздние сроки проведения ремонтных работ и капитальных ремонтных работ, для того чтобы можно было оптимизировать затраты. При этом, вполне возможно, верхние слои износа мы можем менять чаще и делать это не картами, не участками, а целиком. И это, конечно, будет видно и заметно. Понятно, что от ямочного ремонта мы не уйдем в полной мере, это 100%, потому что, когда возникают те или иные дефекты в зимний период времени, мы вынуждены его заделывать в тех условиях, в которых можем. Зимой перекладывать слои износа невозможно. Но как только наступает время проведения сезонных работ, будет выполняться замена покрытия целиком.
— А не вызовет это в свою очередь опять каких-то проблем с трафиком? То есть мы, с одной стороны, его оптимизируем, с другой стороны, если мы чаще меняем верхние слои?
— Да, абсолютно справедливый вопрос. Он всегда возникает, нужна оптимальная середина, граница между тем, где мы работаем в этот период времени, соответственно водители стоят, либо мы не должны выполнять эти работы, и водители едут и ругаются. Рассматривались варианты, когда мы пытались освободить либо выходные дни, когда трафик наиболее силен, это опять же проблема, и вопросы управления времени и сроками проведения работ и управления трафиком. Возможно выполнять работы в ночное время, то есть здесь варианты есть. Мы их опробовали на федеральных трассах. Будем тиражировать на регионы, чтобы причинять как можно меньше неудобств.
— Каковы нормативы смены асфальта на дороге?
— Выполнять капитальный ремонт необходимо по утвержденным нормативам. К концу 2017 года должны утвердить новые нормативы ремонта. Они предполагают, что межремонтные сроки между каждым ремонтом будут составлять 12 лет. Срок между капитальными ремонтами, но это, как правило, те, которые предполагают замену основания. То есть работы, которые предполагают разборку дороги чуть не до основания и затем ее восстановление.
Мы сейчас пытаемся развивать систему весового контроля. Многие говорят — ну, что такое, проедет грузовик, ничего страшного. Тем не менее проезд тяжелого транспорта может вызвать фундаментальные изменения в структуре основания дороги. Спустя какое-то время появляются дефекты в нижних слоях, которые невозможно исправить очень просто. Вот здесь и нужен капитальный ремонт для их устранения. Новая методика предполагает расширение сроков межремонтных капитальных работ до 24 лет. За счет более частого, более интенсивного применения в процессе содержания самых простых видов замены верхних слоев износа мы сможем оттянуть время ремонта и оптимизировать деньги.
— Вы упомянули сейчас новую систему весового контроля. Как устроена данная система, как она действует?
Система действительно интересная. Специальное покрытие идет в качестве устройства, стоят специальные весы, встроенные в дорогу, такая узкая рамка, которая позволяет взвешивать и определять полную массу автомобиля. Напомню, что в настоящее время действует закон, который контролирует и ограничивает не только полную массу автомобиля, но и нагрузку по осям.
Камера фиксации, которая в это время может считывать номер автомобиля, позволяет определить перевес автомобиля. Дело в том, что именно такая система работает во многих странах и позволяет без участия человека, без каких-либо выборочных изъятий и разговоров выявлять и нарушителей, и наказывать их. Мы запустили такой проект в Вологде, сейчас он уже работает. Количество грузовых автомобилей, которые движутся с перевесом, уменьшилось за время с начала запуска системы в 2,8 раза. То есть перевес уходит с дорог. Разрушения устраняются, и мы соответственно можем более оптимально тратить деньги.
Источник: vestifinance.ru