back to top
11 C
Европа
Вторник, 14 октября, 2025

Может ли деревня в Норвегии быть источником редкоземельных элементов в ЕС?

С населением чуть более 2000 человек Улефосс может показаться не ответом на одну из текущих экономических проблем Европы. Но эта точка на южном норвежском ландшафте находится прямо над крупнейшим месторождением редкоземельных элементов на континенте.

Эти труднодоступные металлы являются важнейшими компонентами многих современных технологий и приборов, от истребителей до электромобилей, телевизоров с плоским экраном до цифровых камер.

Они настолько важны, что их безопасный запас стал частью законодательства Европейского Союза. Поскольку сейчас у ЕС нет собственных внутренних запасов, Ulefoss обещает.

Скрытое месторождение, известное как комплекс Fen, дремлет так близко к поверхности, как 100 метров (328 футов). Он расположен прямо под школами и домами сообщества, что делает его сложной и потенциально спорной операцией для горнодобывающей компании Rare Earths Norway (REN).

Спутниковое изображение разведанного района добычи редкоземельных элементов в Улефоссе, Норвегия. Считается, что область, окруженная красным, содержит большое подземное месторождение нескольких редкоземельных элементов под городом. Изображение: Adam Baheej Adada/Henning Goll/DW

Один из жителей, который попросил не называть его имени, сказал, что три из участков, которые муниципальный совет исследует, поскольку свалки для шахт в настоящее время являются прудами.

«Для меня существующие пруды почти священны, учитывая климатические проблемы, которые у нас есть или будут. Если бы это было в 1950-х годах, когда я был мальчиком, я мог бы понять это, но когда планы на 2025 год, я очень сильно реагирую против этого ».

Но Тор Эспен Симонсен, представитель сообщества РЕНА и сам местный житель, говорит, что компания усердно работала над решением проблем жителей деревни.

«Многие люди интересуются новой горнодобывающей деятельностью, надеясь, что это вернет рабочие места и вернет людей », — сказал он. «И мы очень тесно сотрудничаем с местными предприятиями, чтобы усилить создание стоимости на местном уровне».

Может ли деревня в Норвегии быть источником редкоземельных элементов в ЕС? Город на юге Норвегии гордится тем, что является одним из старейших промышленных сообществ Европы. Изображение: Adam Baheej Adada/Henning Goll/DW

По крайней мере, до сих пор проект избегал протестов и возражений местных органов власти, которые часто препятствуют подобным крупным инфраструктурным инициативам. Этому способствует прошлое города.

Добыча полезных ископаемых — известное количество для Улефосса

Улефосс — одно из старейших промышленных сообществ Европы, история которого восходит к 1600-м годам. Последний карьер закрылся в 1960-х годах, поскольку небольшие предприятия в Норвегии уступили свои позиции силам глобализации и международной торговли.

«Выросшие в Улефоссе, многие люди говорили, что однажды будет новая добыча полезных ископаемых», — сказал Симонсен. e просто не знаю, когда ».

Может ли деревня в Норвегии быть источником редкоземельных элементов в ЕС? Тор Эспен Симонсен идет к старому руднику, который находится недалеко от месторождений редкоземельных металлов, которые вскоре могут быть обнаружены. Изображение: Адам Бахидж Адада/Хеннинг Голл/DW

Но если проект REN будет идти по плану, этот день может быть не слишком далеким и может стать самой важной главой горнодобывающей деятельности в сообществе. Компания заявляет, что определила 9 миллионов тонн редкоземельных оксидов, что ставит месторождение в аналогичный масштаб с крупнейшими в мире действующими шахтами в Китае и Соединенных Штатах.

Компания надеется начать полномасштабную деятельность в 2030 году, но она может извлечь эти редкоземельные элементы только в том случае, если сможет сделать это, не затрагивая или не вытесняя деревню выше.

Для этого REN планирует создать то, что она называет«невидимой шахтой ».« Начиная примерно в 4 километрах от центра города, он выкопает длинный узкий диагональный туннель прямо в сердце месторождения Фэнь. Используя автоматические сверла, он затем выкопает гигантские участки месторождения размером 300 на 50 метров.

Этот материал будет сброшен в дробилку непосредственно под точкой выемки. После распыления он будет отправлен обратно на поверхность на конвейерных лентах, которые будут отделены на участке обработки, который будет построен возле входа в туннель.

Как подземная добыча повлияет на деревню?

Риск при таком подходе — оседание грунта. Недавно созданное пустое пространство под землей может вызвать геологическую нестабильность, как это было в самом северном городе Швеции, Кируне.

Рудник железной руды Кируны оставил городской центр над ним с трещинами и деформацией грунта. Поэтому в начале 2000-х годов было решено, что городу нужно будет постоянно переезжать, и этот процесс продолжается в настоящее время. Этот опыт не остался незамеченным в Улефоссе.

«Некоторые люди видели вещи из других мест. Они боятся, что наши дома упадут в большую воронку, или что-то будет разрушено», — рассказал местный житель Эли Ландсдал. «Но сейчас я чувствую, что мы пришли к тому, что все больше и больше людей переходят с негативной стороны на позитивную».

Может ли деревня в Норвегии быть источником редкоземельных элементов в ЕС? В районе, обозначенном как будущая подземная шахта, проживает около 2000 человек. План состоит в том, чтобы добывать редкоземельные металлы, не нарушая вышеуказанного урегулирования. Изображение: Адам Бахидж Адада/Хеннинг Голл/DW

Чтобы избежать той же судьбы, что и Кируна, REN планирует вернуть около половины своего отработанного материала обратно в отверстия, оставленные в месторождении Fen, смешанные со связующим веществом для укрепления породы.

Невидимая шахта может стать игровым чейнджером для Европы

Если компании удастся реализовать свои амбиции, это будет переворотом для ЕС, поскольку в настоящее время она спешит обеспечить внутренние поставки критически важных материалов, также используемых для возобновляемых источников энергии, аэрокосмической и оборонной промышленности, которые, по большей части, в настоящее время поступают из Китая.

Цепи поставок также находятся под твердым контролем Китая, что оставляет ЕС на милость любой геополитической напряженности и сдвигает будущее. Это резко облегчилось в апреле, когда Пекин ввел экспортный контроль на редкоземельные элементы и магниты.

Может ли деревня в Норвегии быть источником редкоземельных элементов в ЕС? Бурение образцов кернов, чтобы проверить, сколько редкоземельных элементов они содержат, важно для планирования будущего горнодобывающего проекта. Изображение: Адам Бахидж Адада/Хеннинг Голл/DW

Хотя Норвегия не является частью ЕС, она является близким союзником с сильными торговыми связями, и зарождающаяся европейская цепочка поставок редкоземельных элементов будет основной целью для всего, что выходит из FEN.

«Мы сильно отстаем, как в ЕС, так и, конечно, в Норвегии», — сказал Томаш Норволл, государственный секретарь Министерства торговли, промышленности и рыболовства Норвегии, который отвечает за горнодобывающий сектор. Он подчеркивает важность того, чтобы не быть «заблокированным» в цепочках поставок магнитов. «Поэтому важно, чтобы мы делали это за счет наших собственных ресурсов здесь».

Новый рудник FEN все еще находится на расстоянии десятилетий от мечты компании обеспечить треть предполагаемого спроса Европы на редкоземельные элементы. Но компания надеется начать мелкомасштабную пилотную эксплуатацию в следующем году. Если все пойдет по плану, это станет первым промышленным источником редкоземельных элементов в Европе.

Под редакцией: Tamsin Walker

- Реклама -