Насекомые уже давно входят в рацион человека. Они считаются полезным и экологичным источником белка. Но сегодня они находятся в эпицентре громкой теории заговора.
Один из древнейших образов энтомофагии — поедание насекомых — датируется примерно 30 000 г. до н.э.
И сегодня миллионы людей в Латинской Америке, Азии и Африке регулярно едят насекомых. Например, в Мексике жареные или вареные лошади — «чапулины» — стали традиционной закуской в барах и все чаще появляются в меню ресторанов высокой кухни.
Однако в Европе и Соединенных Штатах такая еда почти не распространена. Хотя ученые считают насекомых дешевым, питательным и устойчивым источником белка, для многих он остается экзотическим.
В последние годы ситуация осложняется теориями заговора. Их авторы говорят: в политике по обе стороны Атлантики.
В Нидерландах, например, в марте 2023 года лидер ультраправой партии «Форум за демократию» Тьерри Боде вышел на трибуну с пакетом мучных червей, воскликнул «Ни за что!» и демонстративно вылил их на стол.
Выложил фотографию этого момента в соцсети Х с подписью: «МЫ НЕ БУДЕМ ЕСТЬ ЖУКОВ».
В Италии партия «Лига Сальвини» разместила рекламный щит со слоганом «Измени Европу, прежде чем она изменит нас», где рядом с ним появилось фото человека с лошадью во рту.
Так что политики намекнули: наряду с традиционной кухней исчезнут и «истинные европейские ценности».
Автор фотографии Serenity Strull/ BBC / Getty Images
В США бывший ведущий Fox News Карлсон в своем последнем выпуске на проекте Tucker Carlson Originals представил программу «Пусть едят жуков». всемирный экономический форум (ВЭФ) запустил программу «Великая перезагрузка», направленную на сокращение неравенства и защиту окружающей среды в контексте пандемии Covid-19.
Но теоретики заговора увидели в этом «доказательство» заговора — говорят, что богачи мира хотят использовать пандемию для внедрения «глобалистской тирании».
По мнению аналитика Сары Аниано, впервые лозунг «Я не буду есть клопов» появился на анонимном форуме 4chan еще в 2019 году, но реальная огласка пришла во время пандемии, когда она была связана с «Великой перезагрузкой».
Это подлило масла в огонь и тот факт, что в 2021 году ВЭФ опубликовал статью о том, что насекомые могут стать более экологически чистой альтернативой мясу и помочь бороться с продовольственными кризисами.
Для сторонников заговора это стало причиной новой волны страхов.
Европа и «новая волна страхов». законодательство ЕС, наличие насекомых в продукте должно быть четко обозначено на этикетке.
Фото Serenity Strull/ BBC / Getty Images
В январе 2025 года Еврокомиссия одобрила еще один ингредиент — порошок от желтых мучных червей после УФ-обработки.
Его разрешалось добавлять в хлеб, макароны или сыры, но не более 4% и с обязательной маркировкой.
И даже с этими ограничениями критика создала новую волну возмущения.
Лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо назвал решение «экологическим безумием» и обвинил власти в намерении «отравить Европу личинками».
Он сказал, что в «нашем хлебе, компотах и макаронах» якобы будет «до 4 граммов личинок на 100 граммов продукта».
Это утверждение оказалось неправдоподобным — так же, как и слова Дюплома о том, что власти расстраиваются борьбой за смену потрясения — пандемии или климатические катаклизмы.
Стефан Левандовски, профессор когнитивных наук Бристольского университета, добавляет: теории заговора выполняют психологическую функцию. Они помогают людям преодолеть тревогу в мире, который кажется хаотичным и непредсказуемым.
Идея о том, что «тайные силы контролируют все», создает иллюзию контроля: если есть виновник, то этого можно было бы избежать.
Почему это опасно
«В словах «Я не буду есть клопов»есть глубокий страх: если элиты могут контролировать еду, то они контролируют саму жизнь», — объясняет аналитик Сара Аниано.
Часто эта фраза сопровождается другой — «Я не буду жить в капсуле». Это рисует мрачную картину будущего, где люди лишены свободы и удовольствия, добавляет исследователь.
Фото Серенити Струлл/BBC / Getty Images
В то же время она rology требует больше, чем проверка фактов. Вы должны понимать, какие страхи и потребности он разоблачает. Недостаточно сказать: «Не верь в бессмыслицу». Важно выяснить, что заставляет человека цепляться за такое убеждение.
Теории заговора не просто смешны, они опасны, — объясняет Стефан Левандовски, профессор когнитивных наук Бристольского университета. — Они подрывают доверие к науке, тормозят борьбу с климатическим кризисом и вредят обществу .
И борьба с этими мифами требует не только проверки фактов, но и сочувствия:« Это не то, что можно решить за один ужин с родственниками ».
Джессика Фанзо из Колумбийского климатического центра добавляет: будущее еды — это не принуждение, а выбор. Главное — честный разговор без давления.