back to top
7.4 C
Европа
Пятница, 26 сентября, 2025

От Газы до Украины и Ирана: обещание Трампа стать «миротворцем» развалилось

В своей инаугурационной речи в январе этого года Дональд Трамп заявил, что его главным достижением будет роль «миротворца и объединителя», пообещав, что США «положат конец всем войнам и принесут новый дух единства в мир, который был полон гнева, насилия и совершенно непредсказуем».

Пять месяцев спустя, в начале второго срока его президентства, мы наблюдаем поразительный крах этих высоких стремлений.

Президент, обещавший положить конец глобальным конфликтам, включая тот, который, по его словам, он намеревался разрешить в течение первых 24 часов своего президентства, вместо этого стал свидетелем их эскалации, в частности недавнего обострения конфликта между Израилем и Ираном.

Хронология последнего конфликта в очередной раз свидетельствует о поразительном несоответствии между амбициями Трампа и реальностью: волна израильских авиаударов произошла всего через несколько часов после того, как Трамп призвал Израиль не нападать на Иран.

Марко Рубио, госсекретарь Трампа, попытался описать израильскую атаку как «одностороннюю», подчеркнув, что США «не участвовали в ударах по Ирану», но Трамп настаивал на том, что он был хорошо информирован о планах Израиля, и предупредил, что дальнейшие атаки будут «еще более жестокими».

Посланник Трампа на Ближнем Востоке Стив Уиткофф, ставший главным дипломатическим переговорщиком Трампа на Ближнем Востоке и в Украине, по сообщениям, все еще планирует отправиться в Оман в этот уик-энд для переговоров по ядерной программе Тегерана, но иранцы вряд ли примут в них участие.

Запутанная программа Трампа о мире была в хаосе задолго до терактов в четверг.

Перемирие в Газе, которое его администрация помогла заключить, провалилось за несколько недель, Израиль возобновил массовые бомбардировки и ввел трехмесячную полную блокаду гуманитарной помощи на эту территорию, где число погибших уже превысило 55 000 человек.

В Украине, где Трамп когда-то хвастался, что положит конец конфликту в первый день своего возвращения на должность, российские войска продолжают летнее наступление, впервые за три года войдя в Днепропетровскую область и накапливая дополнительные силы, что свидетельствует о том, что РФ в состоянии расширять театр военных действий.

Между тем внезапное объявление Трампом о прекращении огня между Индией и Пакистаном вызвало бурную реакцию в Нью-Дели, где официальные лица опровергли его утверждения о посредничестве в заключении сделки.

И хотя министр обороны Пит Хегсет признал перед Конгрессом, что Пентагон разработал планы действий в чрезвычайных ситуациях для захвата Гренландии и Панамы военным путем, неясно, как территориальные завоевания вписываются в определение Трампа установления мира.

За первый срок его президентства не было закончено ни одной войны, едва не вспыхнул конфликт с Ираном, а его главным «мирным» достижением стали соглашения Авраама, которые нормализовали отношения между Израилем и странами, которые и так не воевали с ним.

Часть привлекательности Трампа для избирателей заключалась именно в обещании избежать зарубежных конфликтов. На трибунах во время просмотра инаугурации сторонники рассказали Guardian, как они ценят его сдержанность в военных действиях и поддерживают его подход «Америка превыше всего», который ставит внутренние проблемы выше международной помощи и вмешательства. Бытует мнение, что для Трампа мир – это не отсутствие конфликтов, а дистанция Вашингтона от них.

Есть одна потенциально оптимистичная интерпретация недавних ударов по Ирану. Алекс Ватанка, директор по Ирану в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне, предположил, что нападение Израиля может быть преднамеренным риском, чтобы заставить Иран пойти на серьезные переговоры. Теория состоит в том, что Израиль убедил Трампа разрешить ограниченные удары, которые будут оказывать давление на Тегеран, не вызывая смены режима, по существу используя военные действия для восстановления застрявшей дипломатии. В пятницу Трамп предположил, что удар по Ирану мог даже повысить шансы на заключение ядерной сделки.

«Это вряд ли вернет Иран за стол переговоров», – сказал Эндрю Борен, исполнительный директор по глобальной безопасности Flashpoint и бывший сотрудник офиса директора Национальной разведки США. «Это знаменует начало еще одного быстро расширяющегося очага напряженности в глобальном контексте новой гибридной холодной войны, которая будет вестись как на земле, так и в самых темных уголках интернета».

Успех этой стратегии полностью зависит от реакции Ирана. Режим может либо вернуться к переговорам, покаявшись, либо вообще отказаться от дипломатии и еще агрессивнее стремиться к созданию ядерного оружия. Первые признаки указывают на то, что Тегеран может быть не в примирительном настроении после бомбардировки своих объектов и убийства лидеров.

Но даже если более оптимистичные прогнозы окажутся правильными, это не изменит общей ситуации: все крупные конфликты, которые Трамп унаследовал или обещал разрешить, обострились при его президентстве.

Трамп обещал быть миротворцем. Вместо этого он ведет несколько войн, и его дипломатические инициативы рушатся на глазах

- Реклама -