back to top
-3.4 C
Европа
Воскресенье, 11 января, 2026

Пик нефти: почему мир не может избавиться от привычки использовать ископаемое топливо

Пик нефти когда-то вселял страх в политиков, бизнес и потребителей как надвигающийся момент, когда мир может высосать последние капли черного золота из земли, как соломинка, достигающая дна молочного коктейля.

Идея была популяризирована в 1950-х годах геологом М. Кингом Хаббертом, который предупреждал, что добыча нефти в США будет следовать колоколообразной кривой и в конечном итоге достигнет неизбежного пика по мере того, как месторождения будут развиваться и снизился.

Изменение климата в последние годы перевернуло представление. Вместо страха дефицита, дебаты теперь сосредоточены на том, когда спрос, наконец, достигнет пика по мере того, как переход на электромобили (EV) и другие экологически чистые источники энергии набирает обороты.

В то же время политическое сопротивление, от отсрочек до запрета автомобилей с двигателями внутреннего сгорания до отмены субсидий на электромобили, ставит под сомнение то, насколько быстро произойдет переход от ископаемого топлива.

Эксперты разделились во мнениях относительно того, когда спрос достигнет пика

Появились противоположные мнения относительно того, когда глобальный спрос на нефть начнет снижаться.

Международное энергетическое агентство (МЭА), базирующаяся в Париже организация, представляющая основные страны-потребители нефти, прогнозирует, что к 2030 году спрос снизится примерно до 102 миллионов баррелей в день (баррелей в сутки). В мировом энергетическом прогнозе 2025, опубликованном в прошлом месяце, основной сценарий заявленной политики МЭА предполагает, что правительства добьются амбициозных целей в области энергетики и климата.

ОПЕК, Организация стран-экспортеров нефти, придерживается противоположной точки зрения. В своем последнем долгосрочном прогнозе группа производителей нефти прогнозирует, что спрос будет продолжать расти в течение десятилетий и не увидит пика до 2050 года, прогнозируя, что к середине столетия потребление достигнет почти 123 миллионов баррелей в сутки.

Организации разделяют одну основную обеспокоенность: поставки становится все труднее поддерживать. ОПЕК-Бел считает, что устойчивый рост спроса будет оправдывать стабильные инвестиции, чтобы обеспечить достаточные резервы своих членов на десятилетия вперед. МЭА, напротив, предлагает более сдержанный прогноз.

Возобновлен сценарий «бизнес как обычно»

Под давлением администрации Трампа агентство восстановило более консервативный сценарий текущей политики, который был отменен в 2020 году и основан на действующих законах и наблюдаемых тенденциях, которые далеко не соответствуют климатическим амбициям.

Этот сценарий предполагает, что рост предложения замедлится после 2028 года, поскольку источники, не входящие в ОПЕК, такие как США, Бразилия, Гайана и Канада, уменьшатся. Это приведет к тому, что поставки будут зависеть от стран ОПЕК на Ближнем Востоке, таких как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Ирак.

Спрос на нефть может вырасти до 113 миллионов баррелей в сутки к 2050 году, если климатические обязательства останутся невыполненными, предупредило МЭА.

Франциска Хольц, заместитель руководителя отдела энергетики, транспорта и окружающей среды Немецкого института экономических исследований (DIW Berlin), сказал, что восстановление консервативного сценария является «позитивным моментом», поскольку доказывает, что мир «не идет по пути к нашим климатическим целям… [и] недостаточно быстро заменяет ископаемое топливо в нашем энергобалансе.»

Хольц пошутил, что «американцы, вероятно, не предполагали этого», когда они опирались на МЭА, чтобы восстановить более осторожный сценарий.

Добыча нефти в США стабилизируется, как и сланцевые месторождения с каждым годом истощаются быстрее. Изображение: Дэвид МакНью/Getty Images

Новые открытия нефти достигли дна

Когда дело доходит до пика нефти, обе организации указывают на один и тот же основной риск: запасы нефти не смогут позаботиться о себе сами. Старые месторождения быстро истощаются, и без стабильных инвестиций добыча на существующих месторождениях будет падать примерно на 8% в год, предупредило МЭА в ноябре.

Требуются огромные объемы новой добычи только для того, чтобы поддерживать мировые поставки нефти на прежнем уровне. Тем не менее большая часть расходов направлена на компенсацию сокращения добычи из-за старения месторождений, а не на ввод в эксплуатацию новых значительных объемов добычи.

Из-за открытий на исторических минимумах и растущей зависимости от быстро истощающихся сланцевых и глубоководных скважин нефтяной сектор все больше работает, чтобы оставаться на месте.

Антонио Туриэль, физик и исследователь пика нефти в испанском институте CSIC, рассказал DW, что бум гидроразрыва в США, двигатель роста вне ОПЕК, приближается истощение. Лучшие места для бурения в Пермском бассейне, в Техасе и Нью-Мексико, уже освоены, и темпы снижения добычи ускоряются.

«После 15 напряженных лет мы приближаемся к концу пути гидроразрыва», — сказал Туриэль. «Мы можем поддерживать этот мираж еще год или два, но потом падение будет невероятно быстрым».

Неизбежный пик добычи нефти?

Туриэль считает, что мир приближается к гораздо более раннему пику добычи нефти, чем большинство агентств готовы признать. Он сказал, что 80% всех нефтяных месторождений «уже прошли пик добычи».

, Как и в случае со сланцевыми месторождениями, по его словам, мир слишком полагается на стареющие месторождения-сверхгиганты для обеспечения стабильности, чья самая быстрая фаза спада вот-вот начнется.

«Скорее всего, у нас начнётся сильное ежегодное снижение — около 5% в год — даже до 2030 года», — сказал он. «После этого момента можно ожидать снижения валового объема ежегодной добычи нефти примерно на 50% в течение 20 лет».

Туриэль отметил, что с 2020 по 2025 год было обнаружено в среднем 3 миллиарда баррелей нефти в сутки — в 12 раз меньше мирового потребления. И хотя ОПЕК не предвидит пика нефти, а худший сценарий МЭА не предполагает его к 2050 году, сроки Туриэля суровы:

«Скорее всего, к 2027 году, в любом случае до 2030 года», — сказал он. «Еще раньше если возникнут какие-то нежелательные геополитические проблемы.»

Немногие страны осуществят переход к более чистой энергетике

Несмотря на все споры о когда спрос на нефть достигнет максимального уровня, дистанция между климатическими обещаниями правительств и проводимой ими политикой остается широкой и растущей. Лишь несколько стран создали прочные механизмы для ускорения перехода к чистой энергетике, включая норвежскую электромодельную систему. Политика, промышленная стратегия Китая в области чистых технологий и климатические законы Европейского Союза.

Напротив, Соединенные Штаты при президенте Дональде Трампе предприняли шаги по расширению внутренней добычи нефти и газа, ослаблению федеральных климатических правил и сокращению поддержки электромобилей, что, по мнению аналитиков, вероятно, замедлит глобальный переход от ископаемого топлива.

Джефф Колган, профессор политологии в Университете Брауна в штате Род-Айленд, рассказал DW что администрация Трампа не только сводит на нет усилия его предшественника Джо Байдена по поддержке политики «зеленой» промышленности США. Более фундаментально, по словам Колгана, администрация Трампа «нападает» на науку и институты в правительстве США, которые продвигают климатическую политику.

«Это имеет последствия не только для экологической политики США, но и будет иметь волновой эффект по всему миру», — сказал он.

Монтажер: Уве Хесслер

- Реклама -