Ученые говорят, что мы запрограммированы на альтруизм, но неужели нам нужно постоянно думать о других?
Каждый раз, когда я оказываюсь на борту самолета, мое внимание привлекает инструкция по технике безопасности, а именно та часть, где говорят сначала надеть на себя кислородную маску, а потом помогать другим.
Это, по сути, официальный совет быть «эгоистичным». Очевидно, это мудрый совет, потому что, если вы упадете в обморок от недостатка кислорода, вы не сможете помочь другим.
В то же время, в мире, который часто, кажется, вознаграждает нарциссизм, эта строка из инструкции может символизировать несколько тревожную жизненную философию. Идея о том, что вы всегда должны ставить себя на первое место – и что эгоизм перевешивает альтруизм.
Во многих частях мира, особенно на Западе, индивидуализм становится все более модным. Вопрос в том, усердно работать и помогать, если рядом есть кто-то еще.
Эта теория возникла после возмущения убийством в 1964 году в Нью-Йорке Китти Дженовезе, 28-летнего бармена, который, как сообщается, был изнасилован и убит на глазах почти 40 свидетелей, ни один из которых не помог.
Но кажется, что история, лежащая в основе концепции «эффекта свидетеля», неточна. Расследование не обнаружило доказательств того, что 38 человек на самом деле пассивно наблюдали за преступлением.
Вместо этого исследования показывают, что люди на самом деле более чем готовы ставить безопасность других на первое место во многих ситуациях.
В 2020 году ученые проанализировали кадры камеры наблюдения, на которых были зафиксированы насильственные нападения в Соединенном Королевстве, Нидерландах и Южной Африке.
Ученые обнаружили, что в девяти из десяти случаев свидетели пытались вмешаться в медаль Карнеги, вручаемая гражданским лицам, которые рисковали своей жизнью, чтобы помочь другим, показала разные результаты.
Люди, которые совершали героические действия, в основном описывали свои действия как интуитивные, а не преднамеренные, предполагая, что их альтруизм был автоматическим ответом. То есть мы находимся тогда, когда у нас нет времени думать о ситуации.
«Существует поверхностный уровень, на котором мы можем действовать эгоистично, но люди также имеют возможность быть импульсивно альтруистичными», — говорит Тейлор, написавший книгу об альтруизме DisConnected.
В мае 2017 года террорист-смертник напал на зрителей на концерте Арианы Гранде в родном городе Тейлора Манчестере. 22 человека погибли и более тысячи получили ранения. Тем не менее, в отчете о мероприятии описываются «сотни, если не тысячи актов индивидуального мужества и самоотверженности». работать на полпути к достижению общей цели. Например, передайте предметы, которые другие не могли достать.
И маленькие дети будут это делать, даже если они не предлагают за это награды. Например, в обзоре таких исследований 2013 года был сделан вывод о том, что про социальное поведение маленьких детей «по своей сути мотивировано заботой о благополучии других».
Добрые дела также заставляют нас чувствовать себя лучше. Например, волонтерство связано с улучшением психического здоровья, самооценки и самоэффективности, а также с уменьшением чувства одиночества.
Есть даже преимущества для физического здоровья. У людей, которые регулярно занимались волонтерской деятельностью, вероятность развития высокого кровяного давления была на 40% ниже, чем у тех, кто этого не делал. Альтруизм даже связан со снижением риска смертности, хотя почему это так, органы, правая миндалина (области мозга, связанные с эмоциями) была больше, чем у контрольной группы, которая не была донором.
Доноры также проявляли повышенную активность в этой области при просмотре изображений с испуганными выражениями лица, что, возможно, сделало их более чувствительными к чувствам других.
Наука показывает, что большинство из нас имеют потенциал для бескорыстных действий, часто чрезвычайно высокий. Но это не значит, что мы можем – или должны – быть бескорыстными все время.
Ставим ли мы себя на первое место, частично зависит от обстоятельств, нашего предыдущего опыта и нашей культуры.
Тони Миллиган, исследователь философии этики в Королевском колледже Лондона, считает, что в вопросах морали подавляющее большинство из нас находятся «посередине». Но это не так печально, как кажется.
Ибо serenity Strull/ BBC
Некоторые страны, такие как Великобритания и США, более индивидуалистичны, чем, например, многие азиатские страны. Восточные общества, как правило, рассматриваются как более коллективистские, где люди ставят благополучие группы выше своего собственного.
Это влияет не только на поведение, но и на степень, в которой самоотверженные действия рассматриваются как выбор или ответственность.
Например, во время пандемии Covid-19 исследователи обнаружили что люди в коллективистских культурах чаще носили маски, чем люди, живущие в индивидуалистических