back to top
-5.2 C
Европа
Понедельник, 12 января, 2026

Польша на G20: как бывший советский сателлит оказался в клубе триллионеров

«Успех Польши является доказательством того, что сосредоточиться на будущем — это лучший путь, чем навредить прошлому», — написал госсекретарь США Марк Рубио. Об этом говорится в его послании о «друзьях, соседях и партнерах», которых Вашингтон пригласит на саммит лидеров G20 в США.

Среди них будет Польша, «страна, которая когда-то оказалась в ловушке за железным занавесом, а теперь принадлежит к 20 крупнейшим экономикам мира».

Посол США в Польше Томас Роуз подтвердил официальное приглашение в послании в X, назвав Польшу «одним из чудес света» и страной, которая, помимо экономики в триллион долларов, также имеет самую большую армию в Европе и является ключевым членом НАТО на восточном фланге.

Сам саммит G20 планируется провести через год – в декабре 2026 года в Майами. Польша в настоящее время не является членом G20 и приглашена в качестве рост ВВП держался вблизи 4% в год. Во время экономического кризиса 2008-2009 годов Польша была единственной страной ЕС, которая избежала рецессии.

В 2025 году, по прогнозам МВФ, ВВП Польши превысит $ 1 трлн, что позволит стране обогнать Швейцарию и войти в двадцатку крупнейших экономик мира.

И это, конечно, не последнее наше слово, — прокомментировал премьер-министр Польши Дональд Туск.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в следующем году у Польши будут самые высокие темпы роста в ЕС — 3,4%.

В этом году польская экономика вырастет примерно на 3,2% — несмотря на то, что средний показатель по Европейскому союзу составляет около 1%. Это также намного больше, чем две самые мощные экономики ЕС, Германия и Франция.

Польша на G20: как бывший советский сателлит оказался в клубе триллионеров

Фото Всемирного банка

Это произошло за всю жизнь uot;.

Болезненные реформы, правильная приватизация и вступление в ЕС

Глава Национального банка Польши Адам Глапинский, который часто говорит о «экономическом чуде» Польши, говорит, что это результат тяжелой работы, амбиций и образования простых поляков.

Экономические наблюдатели – как в Польше, так и за рубежом – также часто отмечают, что, в отличие от многих других постсоветских стран, Польше удалось сделать «все правильно».

Основы экономического чуда XXI века были заложены в 1990-х годах, говорит Петр Мащик.

В Польше все еще много плохих слов о Лешеке Бальцеровиче и его «шоковой терапии», но все согласны с тем, что содержание его реформ и (что важно) их скорость позволили Польше избежать многих ловушек перехода к рыночной экономике, включая олигархизацию, в Польшу называют не только вступлением страны в ЕС, и, в частности, насколько эффективно – несмотря на политический раскол внутри страны — она управляла своим членством и доступом к общеевропейским фондам (с 2004 года Польша является крупнейшим получателем средств из фондов ЕС), в первую очередь направляя их на развитие современной инфраструктуры.

Стремление к членству в ЕС и само членство давало Польше еще одно преимущество: внутренние реформы поддерживались внешними нормами.

«Мы сочетали системную трансформацию со вступлением в Евросоюз», — объясняет Мащик. При этом промышленная политика Польши определялась решением о приватизации, которое не было поспешным, и большая часть предприятий была продана иностранным инвесторам, которые принесли не только капитал, но и технологии и бизнес-культуру, присущие экономически развитым странам.

Они ВВП на хлеб не может быть помазан .

Согласно опросу Arc Rynek i Opinia, к которому впервые обратилась Rzeczpospolita, только каждыйпятый поляк считает экономику своей страны мощной. И каждый десятый в целом убежден, что Польша — бедная страна.

Опрошенные изданием эксперты говорят, что такой пессимизм уходит корнями в коммунистическое прошлое, когда люди научились не доверять официальной статистике. Они также предполагают, что поляки больше ориентируются на то, что видят своими глазами – например, инфляцию, которая выше, чем в других европейских странах.

«Поляки традиционно любят жаловаться на здоровье, богатство и материальное положение. При этом многие люди живут в достаточно сложном финансовом положении, и им сложно сочетать это с хорошими экономическими показателями в стране в целом», — цитирует Ржечпосполита Адама Чарнецкого. наблюдатели также отмечают, что одним из основных источников экономического роста в Польше является внутреннее потребление. И дело здесь может быть не только в росте ВВП на душу населения и доходов поляков, но и, в взносе около миллиона украинцев, которые нашли временную защиту в Польше после начала российского вторжения, и которые живут, работают, платят налоги и потребляют.

Согласно исследованию, проведенному Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Deloitte, вклад украинцев в польскую экономику почти удвоился с 2022 года: с 1,5% в 2022 году до 2,7% в 2024 году.

«Положительное влияние украинских беженцев на экономику больше, чем ожидалось ранее», — заключили исследователи.

К 2030 году украинцы, как ожидается, обеспечат 3,2% ВВП Польши.

 

- Реклама -