Президент Ирана Масуд Пезешкиан 30 марта публично отказался от проведения прямых переговоров с Вашингтоном по ядерной программе Тегерана, предложенных в письме президента США Дональда Трампа в начале этого месяца.
«Хотя возможность прямых переговоров между двумя сторонами была отклонена в этом ответе, было подчеркнуто, что путь для косвенных переговоров остается открытым», – сказал Пезешкиан в телевизионном выступлении, добавив, что США «должны доказать, что заслуживают доверия».
Он добавил, что Иран никогда не избегал переговоров, и обвинил США в невыполнении своих прежних обязательств, включая выход из ядерной сделки во время первого срока Трампа в 2018 году.
Это первый официальный ответ Тегерана на письмо президента США Дональда Трампа верховному лидеру страны Али Хаменеи. В этом письме говорилось о двухмесячном сроке заключения нового ядерного соглашения. Однако от какого момента отсчитывается этот термин, неясно.
Соглашение, предусматривавшее сворачивание ядерной программы Ирана, было заключено несколькими странами (США, Великобританией, Францией, Германией, Россией и Китаем) и утверждено резолюцией Совета Безопасности ООН в 2015 году. В 2018 году Трамп на основании разведывательных данных о развитии иранской ядерной программы вывел США из соглашения в одностороннем порядке, и с тех пор косвенные переговоры Тегерана с Вашингтоном были безрезультатными. В свой второй срок Трамп заявлял, что Ирану «придется что-то сделать», потому что у него «не может быть ядерного оружия».
За время президентства Джо Байдена, которое произошло после первого срока Трампа, ядерная программа Ирана, как отмечало издание Axios, «значительно продвинулась». В конце декабря 2023 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) сообщало, что Иран нарастил темпы производства обогащенного до 60% урана (для производства ядерного оружия необходим обогащенный до 90% и выше уран). Иран стремится к снятию наложенных на него санкций и для этого недавно возобновил обсуждение своей ядерной программы со странами Евросоюза.