Президент США Дональд Трамп предположил, что он может приветствовать свержение правительства в Тегеране, через несколько часов после того, как члены его администрации настаивали на том, что недавние атаки по Ирану не имели целью «смену режима».
«Использовать термин «смена режима» политически некорректно, но если нынешний иранский режим не способен сделать Иран снова ВЕЛИКИМ, почему бы не изменить режим???»- написал Трамп на своей платформе Truth Social.
Эти комментарии прозвучали через несколько часов после того, как ведущие члены администрации Трампа – вице – президент Джей Ди Вэнс, государственный секретарь Марко Рубио и министр обороны Пит Хагсет-заявили, что целью авиаударов США 21 июня по иранским ядерным объектам было достижение договоренности через переговоры, а не свержение нынешнего теократического правительства.
На пресс-конференции Хегсет назвал удары «высокоточной операцией», направленной только на ядерную программу Ирана, а не на иранские войска или иранский народ.
Трамп «стремится к миру, и Иран должен пойти по этому пути», – сказал Хагсет, позже добавив: «Здесь должно быть достигнуто урегулирование путем переговоров».
«Мы не хотим откладывать это или продолжать это больше, чем уже было сделано. Мы хотим остановить их ядерную программу, — сказал Вэнс в эфире телеканала NBC. — Мы хотим поговорить с иранцами о долгосрочном урегулировании».
«Иранский режим должен проснуться и сказать: «Хорошо, если мы действительно хотим ядерной энергии в нашей стране – есть способ сделать это». Это предложение все еще существует. Мы готовы поговорить с ними завтра и начать работать над этим», — сказал Рубио, который также является исполняющим обязанности советника Белого дома по национальной безопасности, американскому телеканалу CBS.
Однако некоторые члены Республиканской партии Трампа в прошлом призывали к свержению иранского правительства, в частности влиятельный сенатор от Техаса Тед Круз.
«Я выступаю за то, чтобы мы использовали максимальное давление и экономические санкции, чтобы давить на режим таким образом, чтобы это могло побудить его к падению», – сказал он перед ударами США.
22 июня официальные лица США предостерегли Тегеран от ответных мер после беспрецедентных авиаударов, которые, по словам Трампа, «уничтожили» ключевые иранские ядерные объекты.
На фоне роста напряженности Соединенные Штаты выступили с редким «глобальным предупреждением», посоветовав гражданам США за рубежом быть более осторожными.
«Конфликт между Израилем и Ираном привел к перебоям в путешествиях и периодическому закрытию воздушного пространства над Ближним Востоком. Существует возможность демонстраций против граждан и интересов США за рубежом», – говорится в предупреждении.
Иран и Израиль начали новые раунды авиаударов друг по другу рано утром 23 июня.
Иран холодно отреагировал на призывы к возвращению к переговорам, подчеркнув свое право на самооборону, заявив, что Соединенные Штаты будут нести ответственность за «опасные последствия» своих действий, а также предположив, что дипломатия может начаться только после того, как Тегеран ответит.
Министр иностранных дел Аббас Аракчи заявил на пресс-конференции в Стамбуле, что «двери к дипломатии» всегда должны быть открыты, но «сейчас это не так».
Иранские государственные СМИ позже сообщили, что Аракчи прибыл в Москву, где 23 июня проведет консультации с высокопоставленными чиновниками, включая президента РФ Владимира Путина, чье недавнее предложение помочь посредничеством в переговорах с Тегераном было фактически отклонено Трампом.