В российском балете нашли блэкфейс. Он давно там был, но теперь заметили

Пропустить Instagram пост , автор: mistyonpointe View this post on Instagram

??‍♀️ And this is the reality of the ballet world…. Refer to my last post @rafaelcasal #Repost @masha___mandarinka ・・・ ᒪᗩ ᗷᗩYᗩᗪEᖇE?- Люблю и ненавижу одновременно • • • Это было здорово,ребятки • • • На видео вы можете наблюдать явление безграничного счастья по случаю окончания всей данной экзекуции.(комментатор — @_k_lopatina_ ,тело,лежащее рядом — @_anamalia_ ) (К слову,могу заметить,что мой смех всегда меняется,и от случая к случаю я использую разные октавы.) • • • Thanks for the best time: @_k_lopatina_ @_anamalia_ @zzalesik @_adashio_ @tasiwonn @chchchekmarevamasha ❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️

A post shared by Misty Copeland (@mistyonpointe) on Dec 7, 2019 at 8:44pm PST

Конец Instagram сообщения , автор: mistyonpointe

mistyonpointe

Блэкфейс — черный грим белых актеров, изображавших афроамериканцев, — в Большом и Мариинском театрах России разжег дискуссии по обе стороны океана после поста примы американского балета Мисти Коупленд.

«И это — реальность балетного мира», — написала в «Инстаграме» ведущая танцовщица Американского театра балета Мисти Коупленд, перепостив фото двух молодых российских балерин Большого в темном гриме с ярко-алыми губами, репетирующих роли в кордебалете «Баядерки» Людвига Минкуса.

Пост о постановке, чье действие происходит в Индии, уже собрал более 64 тыс. лайков и 2 тыс. комментариев, вскрыв целый поток мыслей.

Все постановки «Баядерки» проникнуты индийским экзотизмом (архивное фото с репетиции в театре «Кремлёвский балет»)

Многие комментаторы обвинили российский театр в расизме, но часть россиян взялась утверждать, что в гриме нет ничего плохого.

«Я думаю, если бы в России были бы чернокожие балерины, то позвали их. НО ИХ ПРОСТО НЕТ, ПОЭТОМУ ПРИХОДИТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРИМ!» (синтаксис оригинала сохранен) — уверен юзер @ZevsBlood, не объясняя, почему для грима нужны столь объемные губы.

«В России никогда не было темнокожих рабов, это не пародирующий макияж», — настаивает @69yoG.

Другие же доказывают, что от блэкфейса стоит отказаться вне зависимости от прошлого страны, ведь сам балет был написан в XIX веке, а за это время во всем мире произошла переоценка ценностей.

«Прошу прощения, но блэкфейс влечет за собой тяжелый исторический груз негатива. Красьтесь, как душе угодно, но не делайте блэкфейс, вот и все», — парирует @realScienceSLP.

«Святые угодники, они правда ведут так, будто не понимают, как это плохо», — ужасается гриму балерин @rachnanivas.

Сама Мисти Коупленд в «Твиттере» за эту неделю не раз вступала в перепалки с российскими троллями, иронизируя над ними.

«Меня беспокоила помада»

В то же время руководство Большого театра предпочло не высказываться на эту тему.

«Балет «Баядерка» прошел в этой редакции тысячи раз в России и за рубежом, и Большой театр включаться в подобную дискуссию не будет», — сказал РИА Новости гендиректор Большого Владимир Урин.

Танцовщица компании Philadanco Дана Николс написала о своем опыте в Мариинском театре в 2003 году, когда ей было 11 лет: что характерно, речь тоже шла о «Баядерке», где ее — темнокожую актрису — тоже загримировали в блэкфейс. Более темный, чем ее естественный цвет лица.

Блэкфейс в балете — одна из самых обсуждаемых тем (на фото — постановка «Петрушки» Стравинского Королевским балетом в Лондоне в 1995 году)

«Должно быть, я была единственной темнокожей в спектакле Мариинки. Ответственные за меня гримерши не были уверены, что со мной делать. Я видела, как белые танцоры покрывают себя коричневой краской, и отчетливо помню, как не могла подобрать слова, потому что это было так странно. Особенно меня беспокоила ярко-красная помада вокруг рта», — написала о своем опыте девушка в журнале Dance Magazine.

В последнее время дискуссия о блэкфейсе в балетных постановках по всему миру становится острее, и многие постановщики пытаются переосмыслить стереотипные или экзотизирующие роли из прошлого, которые встречаются в балетах самых разных авторов XIX-начала XX века, и осовременить произведения.

Так, в случае с «Баядеркой» постановщица Шобана Джеясингх в 2015 году в Лондоне набрала индийских танцоров и добавила музыке Минкуса электронных вставок от Габриэля Прокофьева — внука композитора Сергея.

В России мало кому приходилось извиняться за блэкфейс. Однако в 2015 году издание «Афиша» принесло извинения за утемняющий кожу грим по случаю празднования Хэллоуина.

«Друзья, мы облажались. Такое случается и у маленьких блогов, и у больших медиа, как наше. Но это не оправдание. Сегодня мы выпустили видео, как с помощью темного грима превратиться в Рианну на Хеллоуин. […] Для того, чтобы загримироваться в Рианну, не нужно намазываться автозагаром, достаточно одеться как она», — написал в октябре 2015 года тогдашний главный редактор издания Даниил Трабун.