back to top
5.8 C
Европа
Пятница, 26 сентября, 2025

Верховный комиссар ООН: каждое поколение должно заново отстаивать права человека

Так действительно ли мы живём в эпоху безнаказанности и становимся свидетелями отката в области прав человека? Эти и другие вопросы Конор Леннон из Службы новостей ООН задал Верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, который прибыл в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке для участия в мероприятиях Недели высокого уровня.

КЛ: Итак, наблюдаем ли мы откат назад в сфере защиты прав человека? Одна из главных задач ООН – выявлять и обнародовать факты нарушений прав человека, о которых мы слышим практически ежедневно. Но мой вопрос к Вам таков: помимо этих разоблачений, какие реальные меры мы можем принять?

ФТ: На ваш вопрос об откате, скажу, что история никогда не бывает линейной. Каждое поколение должно заново отстаивать и укреплять систему прав человека, на которой основана ООН. Это крайне важно. Каждый день, отслеживая нарушения прав человека по всему миру, документируя их и сообщая о них, мы становимся голосом тех, кто страдает от этих нарушений. Это мой личный ежедневный опыт. Когда я посещаю страны, такие как Сирия, Непал, Бангладеш, Шри-Ланка – я вижу, что люди возлагают большие надежды на систему ООН, на систему защиты прав человека. Они надеются, что мы сможем откликнуться на их чаяния. Да, мы не можем оправдать все их ожидания, но мы можем заявить о них на международной арене и поднять вопросы безнаказанности и ответственности. Дутерте, бывший президент Филиппин – кто бы мог подумать, что он окажется в Гааге? А теперь он там. Поэтому мы должны опираться на то, чего нам все же удается достичь, даже в эти чрезвычайно трудные времена.

КЛ: Давайте поговорим о том, чтобы дать людям возможность быть услышанными. Разве это не важно?

ФТ: Да, это имеет важное значение. Приведу пример: в Шри-Ланке я посетил одно из мест массовых захоронений на севере, в Чеммани. Там меня ждали сотни людей, которые потеряли своих родственников и хотели узнать, что с ними произошло. Это говорит о том, что они надеялись, что Верховный комиссар по меньшей мере озвучит их призывы к ответственности и правосудию во время встреч с правительством. Это было осязаемым проявлением не только их надежд, но и их устремлений.    

КЛ: Давайте обратимся к Совету по правам человека. Обычно Вы работаете в Женеве, именно при этом Совете. Критики утверждают, что в Совете заседают представители стран, попирающих права человека. Разве это не противоречие?

ФК: Мы можем долго говорить о необходимости реформы Совета по правам человека, и такие дискуссии действительно бесконечны. Я надеюсь, что государства-члены осознают важность более тщательного подхода к тому, кого они избирают в Совет. Но при этом ни одно государство не идеально. Даже те, кто заявляет о полном соблюдении прав человека, имеют свои «серые зоны», и это также следует признавать.

Ни одно государство не идеально. Даже те, кто заявляет о полном соблюдении прав человека, имеют свои «серые зоны»…

Однако в итоге Совет по правам человека – крайне важный орган, который позволяет сосредоточить внимание на кризисах по всему миру, на таких темах, как права человека, искусственный интеллект и изменение климата, а также на многочисленных ситуациях в странах, где необходима реакция международного сообщества. Это – площадка, на которой можно заявлять о проблемах и добиваться их решения.

Совет учредил одиннадцать механизмов по установлению фактов и комиссий по расследованию различных ситуаций – от Венесуэлы до оккупированных Палестинских территорий, от Никарагуа до Украины, Судана и других стран. Таким образом, он предоставляет механизмы, связанные с обеспечением ответственности за события на местах.

КЛ: Давайте взглянем с исторической перспективы. За эти восемь десятилетий – в целом мы движемся вперед или назад в деле обеспечения прав человека для всех? Давайте посмотрим на это с исторической перспективы.

ФТ: Мы живем в очень трудные времена, во многом из‑за финансового кризиса. Но меня глубоко вдохновляют встречи с молодежью и правозащитниками по всему миру. Они сталкиваются с непростыми обстоятельствами, ведь финансирования у них сейчас недостаточно. И все же их дух, энергия, стремление к лучшему миру и готовность отстаивать права тех, кто подвергается нарушениям, остаются неизменными. Именно это вселяет в меня надежду.

Мы [ООН] – моральный и правовой фундамент, который объединяет человечество, раскрывает в нем лучшее – человеческое достоинство, права и справедливость

КЛ: Вы также говорили о проблеме отвлечения внимания. Полагаю, Вы имеете в виду множество факторов, отвлекающих нас от главного? Что это на самом деле значит и как это отражается на ситуации?

ФТ: Если взглянуть на современную политику, мы часто не видим реальных обсуждений серьезных проблем, с которыми сталкивается мир. Даже в некоторых выступлениях на Генеральной Ассамблее прослеживаются отвлекающие внимание маневры: отрицание изменения климата или дегуманизация путем негативного высказывания о мигрантах и беженцах. А нам нужны настоящие предложения от лидеров этой Организации. Ведь ООН – это прежде всего государства-члены, и мы вправе ожидать от них решений ключевых проблем современности. Нам не нужны проповеди, нам нужны реальные меры для решения реальных проблем.

КЛ: И напоследок сложный вопрос для Вас: что, по вашему мнению, является величайшим достижением Организации Объединенных Наций?

ФК: Мы [ООН] – моральный и правовой фундамент, который объединяет человечество, раскрывает в нем лучшее – человеческое достоинство, права и справедливость.

- Реклама -