По мнению европейских лидеров, Иран сделал недостаточно, чтобы предотвратить возобновление санкций, связанных с его ядерной программой, накануне завершения отведенного для этого срока, хотя стороны договорились продолжить переговоры.
«Дипломатия имеет шанс. Сроки истекают, давайте посмотрим. Нам нужно увидеть реальные действия также и от иранской стороны», — заявила высокая представительница Европейского Союза по иностранным делам Кая Каллас после встречи с министром иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи 23 сентября.
Министры иностранных дел Франции, Великобритании и Германии – известные как европейская тройка (E3) – вместе с Каллас провели переговоры с иранским коллегой на полях Генеральной Ассамблеи ООН.
Накануне встречи министр иностранных дел Германии Иоганн Вадефуль заявил, что «всем должно быть понятно, что после тактики Ирана по затягиванию времени возможности и шансы на достижение дипломатического решения до введения санкций чрезвычайно малы».
После заседания французский дипломатический источник сообщил агентству Reuters, что переговоры продолжатся, чтобы «полностью изучить все возможности» для избежания повторного введения санкций ООН.
Министерство иностранных дел Ирана заявило:
«В свете неоправданного и незаконного шага по началу возобновления санкций Совета Безопасности ООН во время встречи были озвучены некоторые идеи и предложения по продлению дипломатии, и достигнута договоренность, что консультации продолжатся».
28 августа E3 начала 30-дневный процесс возобновления санкций, который завершится 27 сентября.
Аятолла Али Хаменеи накануне отклонил возможные переговоры с Вашингтоном по этому вопросу.
«В нынешних обстоятельствах переговоры с правительством США не принесут пользы нашим национальным интересам», – сказал духовный лидер Ирана в речи, которую транслировало иранское государственное телевидение.
Хаменеи обвинил Трампа в нежелании проводить настоящие переговоры, указав на требование США, чтобы Тегеран полностью прекратил обогащение урана или ограничил дальность своих ракет: «это не переговоры, это диктат».
Президент Ирана Масуд Пезешкиан, которого многие наблюдатели считают умеренным, но имеющим ограниченные полномочия, высказался в поддержку диалога в международных отношениях.
«Но нельзя вести переговоры с кем – то, кто хочет демонстрировать силу, тиранить, разрушать и причинять вред», — добавил он, не называя имен.
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что планирует встретиться с Пезешкианом в ООН 24 сентября.
«Или Иран сделает жест и вернется на путь мира и ответственности, что позволит вернуться на правильный курс… или придется ввести санкции», — добавил он.
Ядерная программа Ирана начала развиваться еще в 1950-х годах, но с начала 2000-х страну неоднократно обвиняли в стремлении создать оружие. В 2015 году было подписано ядерное соглашение, ограничившее обогащение урана в обмен на снятие санкций. В 2018 году США в одностороннем порядке вышли из соглашения, после чего Иран возобновил ядерные разработки.
Перед недавним военным обострением Тегеран и Вашингтон вели переговоры о возвращении к соглашению, но безрезультатно. На фоне роста напряженности Иран ограничил инспекции и начал производить уран, близкий к уровню оружия.