«Олд итонианс» в матче против команды «Дарвен». В центре – капитан итонцев Артур Кейннард (Эдвард Холкрофт). Кадр из фильма
В отсутствие футбола сегодняшнего телевидение показывает футбол прошлого. На Netflix идет сериал «Английская игра» (The English Game, в России известен под названием «Игра родом из Англии») — о становлении профессионального футбола в Британии во второй половине XIX века.
Имя создателя картины Джулиана Феллоуза, автора знаменитого «Даунтонского аббатства», гарантирует, что конфликты на экране — не только и даже не столько футбольные, сколько социальные и классовые, и что сериал вызовет интерес даже у равнодушного к футболу зрителя.
Детство футбола и кино
Зеленый газон без разметки и трибун. Ворота — две штанги с перекладиной, но без сетки. Футболисты в длинных штанах и высоких полусапогах-полуботинках. Судья во фраке и котелке стоит за пределами поля и в игру почти не вмешивается, оставляя без внимания фолы и грубость, при сегодняшних правилах немыслимые.
Игроки носятся по всему полю толпой, стремительно перемещаясь от ворот к воротам. Пасов почти нет, тактика как таковая отсутствует начисто. Но зато есть безудержная страсть, есть беззаветная любовь к своему клубу и готовность ради любимой игры пожертвовать многим.
Так художник XIX века отобразил финал Кубка Англии 1883 года на стадионе «Овал» в Лондоне
Так выглядит в фильме «Игра родом из Англии» английский футбол 70-80-х годов XIX века.
Несмотря на всю свою архаичность и подогнанность под интригу художественного повествования, футбольное действо, тем не менее, завораживает, и ты понимаешь, как придуманная вот уже почти два века назад невинная забава захватила весь мир и стала страстью уже не только горстки первопроходцев и их друзей, но и миллиардов людей по всей планете.
Как ни странно, детство футбола почти не нашло отражения в художественном кинематографе. В начале ХХ века была сделана пара немых картин, а многочисленные более поздние фильмы отражали современную им футбольную реальность.
А в отсутствие относящихся к тому времени документальных кадров увидеть ранние годы становления популярной игры — пусть даже и глазами преобразующего историю сквозь свое видение художника — согласитесь, невероятно заманчиво.
Единственный фильм о детстве футбола, который мне приходит на ум — снятый в 2005 году «Гарпастум» Алексея Германа-младшего. Но его действие происходит спустя полвека после изобретения футбола, в 1912 году, и не в Англии, а в Петербурге.
Тем более интересно взглянуть как детство футбола как английской игры видит тонкий знаток и любитель истории своей страны, писатель и драматург Джулиан Феллоуз.
«Игра джентльменов»
Точкой отсчета истории футбола считается 1863 год, когда игравшие в игру в мяч ногами несколько команд из престижных аристократических частных школ — Итона, Хэрроу, Чартерхаус, Регби — решили объединиться в Футбольную ассоциацию и свести воедино разрозненные и нередко самым радикальным образом противоречившие друг другу правила игры.
Постановкой футбола XIX века во время съемок фильма руководил «футбольный хореограф» — профессиональный футболист Майк Делэйни (в центре)
Правила были настолько разными, что в некоторых школах — как Регби, например, — играть в футбол можно было и ногами, и руками.
«Регбисты» настолько привыкли к своим правилам, что отказались объединиться и подчиниться большинству, которое постановило, что мяч должен быть круглым, а не овальным, как у них, и руками его брать запрещено.
Десятилетие спустя была формализована и узаконена другая разновидность футбола, получившая вслед за школой название «регби».
При всех различиях в правилах самой игры объединяло все эти клубы одно — все они играли в «игру джентльменов».
Завершив матч, футболисты сбрасывали с себя грязную мокрую одежду, принимали душ, переодевались в белоснежные манишки, сюртуки, пышные галстуки, шляпы-цилиндры и отправлялись либо на званый ужин, либо в свой джентльменский аристократический клуб.
То есть погружались в знакомый и близкий лорду Джулиану Феллоузу мир, столь любовно воспроизведенный в его романах и популярных фильмах «Госфорд-парк» и «Даунтонское аббатство».
На съемках фильма. Артур Киннейрд (Эдвард Холкрофт) ведет напряженный разговор с Ферги Сутером (Кевин Гатри)
«Игра джентльменов» — это словосочетание проходит через весь фильм. В устах одних — самих джентльменов — оно звучит гордо и надменно. В устах других — игроков, осмелившихся бросить им вызов рабочих команд — оно звучит с презрением и ненавистью.
Сюжетная завязка
1878 год, четверть-финал кубка Футбольной ассоциации, первого и в то время единственного общенационального футбольного соревнования не только в Британии, но и в мире. Соревнование это разыгрывается и по сей день под тем же названием — FA Cup (известный также как Кубок Англии).
Сражаются два клуба — «Олд итонианс», выпускники престижного Итона, и «Дарвен» — команда, составленная из рабочих ткацкой фабрики одноименного промышленного городка в графстве Ланкашир на севере Англии.
Игра заканчивается вничью — 5:5. Что делать? Только-только установленные ассоциацией правила такого исхода не предусматривают. Капитан итонцев надменный аристократ Артур Киннейрд настаивает на переигровке через неделю.
Для ланкаширцев и хозяина их клуба — страстного поклонника футбола и владельца фабрики Джеймса Уолша — это означает новую дорогостоящую поездку через пол-Англии для всей команды.
Они противятся, пытаются добиться от соперников согласия на дополнительное время и, столкнувшись с упорством, грозят пожаловаться в ассоциацию.
«Жалуйтесь, — с саркастической усмешкой говорит в ответ Киннейрд. — Хоть прямо сейчас. Вот председатель ассоциации», — и указывает на своего партнера по команде Фрэнсиса Мариндина.
Джентльмены не только играли в футбол, но и устанавливали его правила.
Главное из этих правил было направлено на сохранение джентльменского характера игры. То есть на категорический запрет профессионализма.
Ученики и выпускники престижных частных школ, выходцы из аристократических или супербогатых буржуазных семей легко могли позволить себе играть в футбол на любительском уровне. И не только в футбол.
Весь спорт тогда был уделом аристократии. Ведь даже первоначальное значение английского слова sport подразумевает вполне джентльменские, аристократические занятия — охота, верховая езда и тому подобное.
Не удивительно, что этот догмат — спорт должен быть любительским — был положен и в основу современного олимпизма, у истоков которого стоял потомственный французский аристократ барон Пьер де Кубертен.
Удивительнее другое — с каким упорством и лицемерием советская пропаганда и спортивная бюрократия на протяжении десятилетий отстаивала глубоко антипролетарский и чуждый рабочему человеку принцип «любительского» — только на словах! — спорта.
Бунт пролетариев и зарождение профессионализма
Вернемся, однако, в сериал «Игра родом из Англии».
Стычка вокруг переигровки — лишь начало противостояния джентльменов и пролетариев от футбола.
Джеймсу Уолшу, хозяину «Дарвена», удается переманить к себе в команду двух игроков из шотландского клуба «Патрик». Фергюс Сутер и Джимми Лав оказываются в центре всей интриги сериала, интриги уже не столько футбольной, сколько классовой и социальной.
Ферги Сутер (Кевин Гатри) – первый профессионал в истории английского футбола
Сначала деньги, которые Уолш платит новичкам, вызывают справедливое недовольство остальных членов команды. Ведь для них футбол, в полном соответствии с правилами ассоциации, занятие сугубо любительское, а единственный для них источник существования — заработок на фабрике.
Дальше — больше. О зарождающемся профессионализме в рабочих клубах прознают итонцы, и за нарушение правил команда «Блэкберн Роверс», в которую к тому времени уже перешли Сутер и Лав, снимается с розыгрыша.
Мы становимся свидетелями схематично и прямолинейно отображенной жесткой классовой борьбы — с забастовками, пикетами, поджогами, — которая разворачивается между отстаивающими свои права рабочими и угнетающими их фабрикантами и банкирами.
Неизбежный хэппи-энд
В ходе этой борьбы первоначальный злодей, капитан итонцев Артур Киннейрд, прозревает и проникается делом рабочих.
Он не только добивается от своего отца-банкира инвестиций в создание новой фабрики, но ценой жесткого противостояния и разрыва со своими бывшими соратниками пробивает-таки в Футбольной ассоциации изменения правил и разрешение оплаты для футболистов.
Так, по сути дела, у нас на глазах рождается профессиональный футбол.
Фергюс Сутер, Джимми Лав, Фрэнсис Мариндин, Артур Кейннард — реальные исторические фигуры. Фергюс Сутер считается первым футболистом-профессионалом.
А Артур Кейннард — первая звезда английского футбола — по завершении активной спортивной карьеры 33 года возглавлял Ассоциацию футбола Англии.
Остается лишь добавить, что не футболом единым и даже не только классовой борьбой живут герои сериала. Есть тут и любовь, и ревность, и семейные тайны. Зрелище на любой вкус.