Центральный банк России 12 декабря заявил, что подает иск в Арбитражный суд Москвы на бельгийский депозитарий Euroclear «о взыскании причиненного ущерба».
Как говорится в сообщении, это решение приняли в связи с «незаконными действиями Euroclear» и рассмотрением Еврокомиссией механизмов использования активов Банка России.
«Действиями депозитария Euroclear Банка России был причинен вред, обусловленный невозможностью распоряжения денежными средствами и ценными бумагами, принадлежащими Банку России», – говорится в сообщении.
Накануне представители стран-членов ЕС на уровне послов проголосовали за то, чтобы сделать возможной бессрочную заморозку российских активов.
Соответствующие процедурные изменения были одобрены квалифицированным большинством голосов. Это позволяет отойти от единодушия, необходимого при продлении антироссийских санкций, к которому прибегают дважды в год.
Таким образом, угроза потенциального вето со стороны Венгрии или другого государства, что позволило бы разморозить активы, которые должны стать основой репарационного займа Украине, устраняется.
Согласно статье 122 договора о функционировании Европейского Союза, для поддержания активов в замороженном состоянии будет достаточно квалифицированного большинства голосов государств-членов. Именно ее Еврокомиссия предложила использовать как правовую основу для мер по преодолению экономических последствий войны в Украине. Послы государств-членов согласились.
В последние недели в Европе обсуждается идея «репарационного кредита» Киеву на 140 миллиардов долларов под залог российских активов. Против этого категорически выступает Бельгия, в юрисдикции которой находится основная часть средств, опасаясь возможных юридических претензий со стороны России.
Глава брюссельского клирингового дома Euroclear Валери Урбен заявила, что в нынешнем виде план Европейской комиссии по принудительному изъятию замороженных российских активов для помощи Украине является нереалистичным, а депозитарий готов оспаривать его в суде, чтобы защититься от возможного банкротства в случае ответных мер Москвы.
Замороженные российские активы придется использовать для Украины «в определенный момент», заявил 11 декабря вице-премьер Бельгии Винсент Ван Петегем, добавив, что однако Бельгия «не пойдет ни на какие необдуманные компромиссы», прежде чем согласится на какое-либо соглашение по этому вопросу, сообщало агентство Reuters.
Европейский Центробанк также не готов страховать такой «репарационный кредит».
Россия категорически отвергает любые попытки конфискации своих средств и называет возможное использование этих активов в пользу Украины кражей.

