Битва за шаурму: кому принадлежит это блюдо

Правительство Турции попросило признать шаурму, которую турецкой кебаб, фирменным турецким блюдом – однако это вызвало сопротивление, в частности в Германии.

Ничто так не объединяет берлинцев, как любовь к шаурме. Офисные работники, которые хотят быстро пообедать, дети, возвращающиеся из школы домой, ночные гуляки, идущие из одного заведения в другое – все они регулярно останавливаются в одном из многочисленных заведений, где предлагают донер-кебаб.

Это неприхотливое блюдо – это натертая специями говядина, приготовленная на вертикальном вертеле, тонко нарезанная и сложенная в лаваш с хрустящим салатом, часто политым йогуртовым соусом с чесноком. Это немецкая версия традиционного турецкого донер-кебаба – то же мясо, которое подают на тарелке с рисом и салатом.

Однако, если турецкое правительство достигнет своего, всем заведениям с шаурмой в Германии – только в Берлине, согласно данным Visit Berlin, таких более 1000 – могут скоро запретить продавать донер-кебаб под таким названием.

В недавней заявке в Европейскую комиссию турецкое правительство попросило признать донер-кебаб турецким фирменным блюдом, которое родилось и развивалось на территории современной Турции Если эту заявку удовлетворят, это обеспечит ей такой же статус, как и итальянская неаполитанская пицца или испанский хамон Серрано. Только кебабы, которые отвечают строгим критериям, смогут называться донер-кебабами – и берлинская версия не пройдет это испытание.

Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства Германии (BMIL) стало одной из 11 организаций, подавших возражения по заявке Турция.

«Мы восприняли заявку от Турции с определенным удивлением», — сказал представитель министерства в комментарии BBC.

«Донер-кебаб является частью Германии, и разнообразие способов его приготовления отражает разнообразие нашей страны — это необходимо сохранить, — говорится в заявлении. — В интересах многих поклонников блюда в Германии мы стремимся обеспечить, чтобы донер-кебаб оставался таким, каким его готовят и потребляют здесь».

По данным Visit Berlin, распространившаяся в Германии берлинская версия шаурмы родилась в начале 1970-х годов. На ее создание претендуют два отдельных мужчины.

Мехмет Айгюн и Кадир Нурман оба были представителями волны турецких «гастарбайтеров», способствовавших послевоенному экономическому буму Германии. Они взяли классический турецкий донер-кебаб и превратили его в своеобразный бутерброд, который легко есть на ходу. Согласно данным Берлинской ассоциации турецких производителей донера в Европе, годовой объем продаж скромной шаурмы составляет примерно 2,3 миллиарда евро только в Германии и 3,5 миллиарда евро в Европе. Его доступная цена сделала его инструментом для повышения рейтингов среди политиков: в начале этого года немецкая левая партия Die linke требовала от правительства ввести Dönerpreisbremse или ограничение цены на донер. Правда, правительство отказалось.

По словам Дениза Бухгольца, то, что это неприхотливое блюдо стало повседневной пищей – это выдающееся достижение поколения турецких мужчин.

«Ничего не записывали — их рецепты передавались из уст в уста. Общество не придавало значения тому, что они делали, но они делали это с убеждением», — говорит он.

Автор фото, Kebap With Attitude

Бухгольц — наполовину немец, наполовину турок, совладелец использует более современный подход к блюду, добавляя шаурмы современных вкусов, которые уже стали привычными для пиццы и бургеров. Vallah Vegan, изготовленный из растительного мяса, цветной капусты и граната; и Truffle Delüks с говядиной, зеленой спаржей, жареным картофелем и тертым трюфелем.

Ничто из этого не имеет права называться донер-кебаб в соответствии с турецкой заявкой, которая регулирует все, вплоть до размеров каждого куска мяса ( толщина 3-5 мм. Говядина должна быть от скота в возрасте не менее 16 месяцев и мариноваться с определенным количеством животного жира, йогурта или молока, лука, соли и тимьяна, а также черного, красного и белого перца.

Однако не все верят в суровое определение шаурмы. Историкиня кулинарии Мэри Ишин, много писавшая об истории турецкой кухни, говорит, что видела развитие донера в течение десятилетий, которые она прожила в Турции. Для начала, говорит она, говяжьи донеры, которые сегодня подают по всей Турции, являются недавней инновацией.

«Я была здесь в 70-х годах, и донер всегда готовили из баранины, — говорит Ишин. — Я не знаю, как это произошло, но они, кажется, убедили людей, что баранина жирная и вредная.