Сражение премьер-министра Бориса Джонсона с парламентом началось
Во вторник парламент Британии вернулся с каникул — и в британской политике разворачивается битва, какой не было в новейшей истории страны. События следующих нескольких дней, вероятно, определят судьбу Британии — и в большой мере всей Европы — не всего на ближайшее время, но и на годы вперед.
В истории Британии было много политических кризисов, но еще не бывало так, чтобы сошлось столько итого сразу: страна должна, но не может принять судьбоносное решение; парламент собирается отобрать у правительства право на это решение и для этого заседать хоть ночами, хоть в выходные; премьер-министр при этом фактически не имеет большинства в парламенте; правящая партия расколота на воюющие фракции; три суда рассматривают иски о законности приостановки работы парламента; и вдобавок на заднем плане маячит перспектива референдума о независимости Шотландии и новых столкновений в Северной Ирландии.
Все это касается выхода Британии из Европейского союза, который сейчас назначен на 31 октября.
Если в этой битве победит парламентское большинство — «брексит», скорее итого, будет отложен, и Британия проведет внеочередные выборы и, не исключено, новый референдум о членстве в Евросоюзе.
Если победит Борис Джонсон — скорее итого, Британия 31 октября «выпадет» из Евросоюза.
Воинственный парламент
Премьер-министр, евроскептик Борис Джонсон, намерен 31 октября при любых обстоятельствах вывести Британию из ЕС, даже если для этого придется резко порвать связи с союзом. Премьер заверяет, что хочет все же договориться о мягком разводе с Евросоюзом, но его позиция и позиция лидеров ЕС заставляют оппонентов Джонсона считать, что он ведет страну собственно к «жесткому брекситу».
Парламент намерен в течение этой недели принять закон, прямо запрещающий премьеру это делать. Для этого для начала, во вторник, Палата общин намерена отобрать у правительства право определять повестку — что само по себе довольно редкое событие.
В проекте закона, внесенном группой депутатов от разных фракций, говорится, что премьер будет должен попросить ЕС об отсрочке «брексита» на три месяца, до 31 января 2020 года, если до саммита ЕС в середине октября сторонам не удастся договориться об условиях выхода.
Если же ЕС предложит другую дату, то, сообразно проекту, премьер обязан будет с ней согласиться — если парламент не решит иначе.
При этом, поскольку Борис Джонсон решил приостановить работу парламента со следующей недели до середины октября, времени у членов Палаты общин и Палаты лордов весьма мало — и они говорят, что готовы будут заседать и ночью, и в выходные.
В последние 80 лет парламент Британии заседал в выходные три раза: в связи с началом Второй всемирный войны, из-за Суэцкого кризиса 1950-х и из-за войны из-за Фолклендских (Мальвинских) островов.
Мятежники-тори
Ключевую роль в планах парламента играет то, что у премьер-министра фактически нет большинства в парламенте, поскольку довольно большая группа во фракции тори — от 20 до 40 человек — намерена голосовать против него и «жесткого брексита».
Премьер пригрозил исключить мятежников из фракции и лишить их возможности в следующий раз баллотироваться в депутаты.
Но лидеров «бунта против Джонсона» это не напугало.
1 из виднейших политиков-тори Филип Хэммонд обещает сражаться с Джонсоном и его окружением
«Я думаю, у нас есть нужное количество голосов. Многие коллеги разъярены некоторыми действиями, предпринятыми в последнюю неделю или около того, и я думаю, среди консерваторов есть группа людей, у которых весьма сильно ощущение, что сейчас нужно поставить национальные интересы выше любых угроз нам лично и нашим карьерам», — сказал утром во вторник в радиоинтервью Би-би-си 1 из лидеров «мятежников» Филип Хэммонд, в предыдущем правительстве занимавший ключевой пост министра финансов.
Тон и выражения, в которых обыкновенно предельно сдержанный Хэммонд ответил на угрозы правительства, в какой-то мере показывают накал вражды между фракциями в правящей партии.
«Это — моя партия! Я — член этой партии 45 лет! Я намерен защищать мою партию от тех, кто недавно в нее внедрился и пытается из широкого объединения людей с разными взглядами превратить ее в узкую фракцию. Люди, которые сейчас заправляют делами в этом правительстве, которые, вероятно, даже не являются членами Консервативной партии, которым нет дела до будущего Консервативной партии — я намерен защищать мою партию от них!» — заявил Хэммонд.
Угроза выборами
В качестве ответного удара правительство, судя по заявлениям источников с Даунинг-стрит, предпочитающих оставаться неназванными, намеревается затребовать от парламента согласия на внеочередные выборы.
Сам Борис Джонсон в обращении к народу в понедельник сказал, что не хочет выборов и лишь надеется, что депутаты не помешают ему вывести Британию из ЕС в назначенный срок.
Однако немедленно после речи Джонсона высокопоставленный источник в правительстве сказал журналистам, что если парламент во вторник решит отобрать у правительства контроль над повесткой, то в среду Джонсон внесет предложение срочно объявить внеочередные выборы — и провести их 14 октября, за три дня до решающего саммита ЕС и за две с половиной недели до окончания отсрочки «брексита».
Как будут разворачиваться события этой недели, во многом зависит от спикера Палаты общин Джона Беркоу. Он заявил, что сделает все, чтобы парламент не лишили слова
Но для того чтобы объявить внеочередные выборы, нужны две трети голосов в Палате общин. Судя по заявлениям, которые ведущие оппозиционеры, в первую очередность лейбористы, делали во вторник, они намерены сначала принять закон-приказание Джонсону относительно отсрочки «брексита», а уже затем, если захочет премьер, обсудить вопрос о выборах.
Одна из причин этого — и это проявление жесточайшего кризиса доверия в британской политике — в том, что депутаты опасаются, что премьер не сдержит слово и позже, когда парламент уже будет распущен, своей властью перенесет выборы на какую-нибудь дату уже после 31 октября, сделав тем самым «жесткий брексит» неотвратимым.
Теоретически премьер может потребовать провести голосование о доверии правительству, и тогда для отставки и новых выборов нужна будет всего половина голосов Палаты общин. Но такова парадоксальность и даже анекдотичность положения, в котором оказался премьер, что он сейчас не может быть уверенным даже в том, что парламент отправит его в отставку — в удобный ему, а не парламенту, момент.
Удар в обход — минуя суды
Схватка между парламентом и правительством на этой неделе разворачивается и на другом фронте — в трех судах, где будут рассмотрены иски о законности решения Джонсона приостановить работу парламента до середины октября.
Во вторник такой иск начал рассматривать Сессионный суд — высший штатский суд — Шотландии в Эдинбурге. Истцы — 75 депутатов Палаты общин и Палаты лордов. Решение ожидается в среду.
В четверг такой же иск рассмотрит Высокий суд в Лондоне, и среди истцов — бывший премьер-министр, консерватор Джон Мейджор. И еще 1 аналогичный иск рассмотрит на неделе суд в Белфасте.
Это очень необычное и спорное предприятие — оспаривать пророгацию, то есть приостановку работы парламента.
Дело в том, что формально пророгация — это решение королевы, а государь в Британии в принципе неподсуден.
Но истцы говорят, что они оспаривают не решение королевы, а мотивы премьер-министра, по которым он попросил об этом решении.
Борис Джонсон говорит, что попросил о перерыве, чтобы подготовить новую программу правительства, и это обычная процедура. Но истцы утверждают, что премьер сделал это, чтобы лишить парламент возможности контролировать действия правительства в отношении «брексита», и это противозакооно.
Как и когда могут быть исполнены решения по этим трем искам, даже если судьи признают правоту истцов, пока непонятно.