Во вторник парламент Великобритании вернулся с каникул, и в британской политике началась битва, которой еще не было в новейшей истории страны. Парламент сделал решающий шаг к тому, чтобы запретить премьеру провести «жесткий брекзит».
Поздно вечером во вторник Палата общин большинством голосов — 328 против 301 — принял решение забрать у правительства право определять повестку дня парламента.
Это открывает путь к принятию закона, который делает невозможным резкий разрыв связей с ЕС. Рассматривать его парламентарии будут в среду.
Борис Джонсон сразу после голосования заявил, что в случае, если депутаты проголосуют за отсрочку, он внесет предложение о проведении досрочных выборов.
В истории Британии было немало политических кризисов, но еще ни разу не случалось так, чтобы сошлось столько всего и сразу: страна должна, но не может принять судьбоносное решение; парламент собирается отнять у правительства право на это решение и для этого заседать хоть ночью, хоть в выходные.
Премьер при этом фактически не имеет большинства в парламенте: правящая партия расколота на различные фракции, три суды рассматривают иски о законности приостановления работы парламента, а на заднем плане виднеется перспектива референдума о независимости Шотландии и новых столкновений в Северной Ирландии.
Выход Британии из ЕС назначен на 31 октября. Если в этой битве выиграет парламентское большинство, то «брекзит», вероятнее итого, будет отложен, в Британии пройдут внеочередные выборы, и, не исключено, — новый референдум о членстве в ЕС.
Если победит Борис Джонсон — скорее итого, 31 октября Британия «выпадет» из Евросоюза.
Воинственный парламент
Борис Джонсон намерен 31 октября при любых условиях вывести Британию из ЕС — даже если для этого придется резко порвать связи с Евросоюзом. Он уверяет, что хочет все же договориться о мягкое развод, но его позиция и позиция лидеров ЕС заставляют оппонентов Джонсона считать, что он ведет страну собственно к «жесткому» «брекзиту».
Парламент намерен в течение недели принять закон, который напрямую запрещает премьеру это делать. Для этого Палата общин для начала отобрал у правительства право определять повестку дня — что само по себе довольно редкое событие.
В проекте закона говорится, что премьер будет должен попросить ЕС об отсрочке «брекзиту» на три месяца, до 31 января 2020 года, если до саммита ЕС в середине октября стороны не успеют договориться об условиях выхода.
Если ЕС предложит другую дату, то премьер должен будет с ним согласиться — если парламент не решит иначе.
При этом, поскольку Джонсон решил приостановить работу парламента со следующей недели до середины октября, времени у членов Палаты общин и Палаты лордов весьма мало — и они говорят, что готовы работать и ночью, и на выходных.
На протяжении последних 80 лет парламент Великобритании заседал в выходные три раза: за начало Второй всемирный, через Суэцкий кризис и через войну за Фолклендские острова.
Мятежники-тори
Ключевую роль в планах парламента играет то, что у премьера фактически нет большинства в парламенте, поскольку довольно большая группа тори намерен голосовать против него и «жесткого брекзиту».
Премьер уже пригрозил исключить мятежников из фракции и лишить их возможности в следующий раз баллотироваться в депутаты.
1 из лидеров мятежников Филип Хэммонд говорит, что будет бороться с Джонсоном до последнего
Однако лидеров «бунта против Джонсона» это не напугало.
«Это — моя партия! Я — член этой партии 45 лет! Я намерен защищать мою партию от тех, кто недавно пролез в нее и пытается из широкого объединения людей с разными взглядами превратить ее в узкую фракцию. Люди, которые сейчас руководят делами в этом правительстве, которые, вероятно, даже не являются членами Консервативной партии, которым нет дела до будущего Консервативной партии — я намерен защищать мою партию от них», — заявил 1 из лидеров мятежников Филип Хэммонд.
Угроза выборами
Сразу после голосования во вторник Борис Джонсон заявил, что немедленно вносит проект решения о проведении внеочередных выборов.
«Если парламент проголосует за этот закон (об отсрочке выхода из ЕС), то разрешить, кто отправится 17 октября на саммит ЕС просить об этом, должен народ», — заявил Джонсон.
Правительство предлагает провести внеочередные выборы 14 октября, за три дня до решающего саммита ЕС и за две с половиной недели до завершения отсрочки «брекзиту».
Как будут разворачиваться события, во многом зависит от спикера Палаты общин Джона Беркоу. Он заявил, что сделает все, чтобы парламент не лишили слова
Но для того, чтобы объявить внеочередные выборы, нужны две трети голосов в Палате общин.
Оппозиционер Джереми Корбин уже ответил Джонсону, что он с однопартийцами из Лейбористской партии намерены вначале принять закон-приказ премьеру по отсрочке «брекзиту», а уже потом, если премьер захочет, обсудить вопрос выборов.
Депутаты опасаются, что премьер не сдержит свое слово и позже, когда парламент будет распущен, перенесет выборы на дату после 31 октября, тем самым сделав «жесткий брекзит» необратимым.
Теоретически премьер может поставить требование провести голосование о доверии к правительству, и тогда для отставки и новых выборов нужна будет всего половина голосов Палаты общин. Но парадоксальность и даже анекдотичности ситуации, в которой оказался Джонсон, заключается в том, что он не может быть уверенным даже в том, что парламент отправит его в отставку в удобное для него, а не для парламента, момент.
Судебные процессы
Бой между парламентом и правительством на этой неделе разворачивается и на другом фронте — в трех судах, где будут рассмотрены иски о законности решения Джонсона приостановить работу парламента до середины октября.
Во вторник такой иск начал рассматривать Сессионный суд Шотландии в Эдинбурге. Истцы — 75 депутатов Палаты общин и Палаты лордов. Решение ожидают в среду.
На следующий день такой же иск рассмотрит Высокий суд в Лондоне, впоследствии — суд в Белфасте.
Это весьма необычная и противоречивая ситуация — ставить под сомнение приостановке работы парламента. Ведь формально это решение королевы, а государь в Великобритании является в принципе непідсудним.
Но истцы утверждают, что они ставят под сомнение не решение королевы, а мотивы Джонсона, руководствуясь которыми он попросил ее об этом решение.
Как и когда могут быть выполнены решения судов по этим искам, даже если судьи встанут на сторону истцов, пока непонятно.
Хотите получать самые важные новости в мессенджер? Подписывайтесь на наш Telegram или Viber!