8 июня 1983 г. полиция Канзаса в церкви женщину – усталую, испуганную, в грязной одежде. Она произнесла несколько слов, но никто ее не понял. Ее допрашивали на английском, но диалога не получилось – никто не знал, что он говорит.
Без переводчика ее отправили в психбольницу, где она провела 12 лет.
Женщину звали Рита Патино Кинтеро. Она была из индейского племени Тараумара (известного также как Рарамури), обитающего в горах Мексики.
В тот день она пряталась в подвале храма в западном Канзасе.
Ее привезли в полицейский участок, где она избила офицера, пытавшегося ее очистить от грязи, рассказывает мексиканский режиссер Сантьяго Эстейн.
Его заинтересовала история Риты и он снял документальный фильм «Женщина звезд и гор», премьера которого состоялась в апреле 2024 года.
Режиссер говорит, что хотел снять фильм о женщине, с которой никто не пытался познакомиться по-настоящему.
«Мы хотели выйти за рамки больничной истории и понять, кем была Рита, понять ее как женщину, как человека».
Откуда пришла загадочная женщина
» Я никогда не болела. Мне очень хорошо жилось на природе», — говорит Рита в фильме на родном языке, глядя на горы штата Чиуауа на севере Мексики, где живет коренной народ Рарамури. Рарамури буквально означает «рожденный бежать» , или «те, кто с легкими ногами». Такое название члены племени заслужили своей невероятной выносливостью и способностью бегать на немыслимо дальние дистанции.
Пробежать не один десяток километров суровыми горами без остановки – для них рутинное дело, не требующее тщательной подготовки. Однако в Канзасе Риту ждали другие природные условия, к которым она не могла пристроиться. Это стало одной из причин ее отправки в психбольницу в США.
Почему не понимали язык
Рита владела только языком Рарамури.
Ни полиция, ни медики Канзаса не могли с ней общаться. Официальный переводчик, которого ей назначили, тоже не понимал его язык.
«Они привезли его в суд, и судья пришел к выводу, что она представляет опасность для себя и нуждается в принудительной госпитализации», — объясняет Эстейну BBC Mundo.
В течение 12 лет женщина была лишена свободы и своих прав.
Последние годы жизни она прожила с серьезными последствиями, вызванными неправильным лечением.
Автор фото, PIANO PRODUCTIONS
Кем была Рита
Рита была женщиной, окруженной.
Работала пастухом, повитухой, травницей, ремесленницей, прачкой, рассказывает документальный фильм Эстейну, в котором снялись невестка, племянница и несколько ее соседей.
Рита, которая, как считают, родилась в 1930, была родом из Пьедрас-Вердес, штат Чиуауа. Позже она перебралась в регион Серокауи в муниципалитете Урике.
По словам режиссера, у нее был муж и сын. В племени Риту считали зажиточной, поскольку она владела большим стадом овец.
Но однажды все изменилось. Овец украли, а соседи обвинили ее в убийстве собственного мужчины, что, однако, никогда не было подтверждено. , принимавший участие в съемках фильма.
«Но она его не убивала. У нее украли коз, одеяла и овец», — продолжает он.
Режиссер Эстейну не нашел официальных записей о смерть ее мужа.
Односельчане думали, что на Рите лежит проклятие. Но на самом деле, говорит Эстейну, у нее были проблемы со здоровьем.
Ее община начала смотреть на нее со страхом, никто не хотел иметь с ней дело. С ней не общались и не пускали в дом.
«Люди говорили, что она хочет их убить. А она просто была голодна и просила еды», — добавляет Мансинас.
Завершилось тем , что власти забрали у нее сына, рассказывает режиссер.
Почему они покинули Мексику и как попали в Канзас, остается загадкой, отмечает Эстейну.
Считается, что Рита прошла пешком из Мексики в Канзас.
Автор фото, PIANO PRODUCTIONS
Как она оказалась на свободе и как ее ограбили
В США суд поместил женщину в психбольницу.
Сначала на три месяца. Но назначенный адвокат так и не смог с ней пообщаться из-за отсутствия переводчиков.
Медперсонал заявил, что не знает, откуда она, и не может связаться с ее родными.
Так месяцы превратились в годы.
Рита не могла рассказать о себе и не имела никакой поддержки.
Ее лечили без конкретного диагноза.
Сантьяго Эстейну был поражен презрением и несправедливостью. к человеку, неспособному к общению.
«Здесь дискриминация и насилие сходятся воедино.