«Чтобы не чувствовали себя как дома». Что Британия хочет сделать с иммигрантами

Магазинчик в Ноттингеме — один из сотен магазинов, которые восточноевропейцы открыли в Британии

Иммигранты из ЕС слишком долго могли чувствовать себя в Британии «как будто это часть их страны», заявил перед выборами 12 декабря премьер-министр Борис Джонсон. Возведение барьеров для граждан ЕС, желающих переселиться в Британию, — это почти единственное предвыборное обещание тори, непосредственно связанное с брекситом.

«В течение последней пары десятков лет или больше мы наблюдаем довольно большое число приезжающих из всего Евросоюза […], и они могут относиться к Британии по сути так, будто это — часть их страны», — сказал Борис Джонсон в интервью телеканалу Sky и пообещал ввести виды на жительство и трудоустройство для граждан ЕС.

Внеочередные парламентские выборы в Британии 12 декабря объявлены прежде всего для того, чтобы разрешить ситуацию с выходом Британии из Евросоюза. При этом одной из причин роста антиевропейских настроений в стране был наплыв иммигрантов из Польши, Литвы и других восточноевропейских стран Евросоюза.

Что в связи с этим обещают две крупнейшие партии?

Консерваторы

«Мы введем более надежную и справедливую балльную систему иммиграции по подобию австралийской и сможем сами решать, кто приезжает в нашу страну, исходя из умений этих людей и того вклада, который они могут внести — а не исходя из того, откуда они», — обещает правящая партия тори во главе с Борисом Джонсоном в своем предвыборном манифесте. Новая система, по их планам, будет введена после 31 декабря 2020 года, когда Британия в случае победы тори на выборах окончательно выйдет из ЕС.

Принцип «австралийской» системы состоит в том, что потенциальный иммигрант оценивается в баллах в соответствии с его образованием, профессией, возрастом и так далее. Для того чтобы получить вид на жительство и трудоустройство, нужно набрать определенную сумму баллов.

Противники разрыва с ЕС еще во время референдума 2016 года говорили, что Австралия вводила эту систему для того, чтобы привлечь иммигрантов, а не сократить их приток, как того хотели бы брекситеры.

Борис Джонсон, впрочем, подчеркивает, что он добивается не сокращения иммиграции как такового, а того, чтобы Британия могла контролировать иммиграцию и закрыть двери перед «неквалифицированными рабочими из ЕС, которые приезжают, не имея работы».

Ни тори, ни другие британские партии не собираются вводить после брексита визы вообще для всех приезжающих из ЕС: речь только о долгосрочных видах на жительство и разрешениях на работу.

Тем примерно 3,6 млн граждан ЕС, кто уже живет в Британии, правительство тори предлагает пройти сравнительно простую регистрацию онлайн — и дальше пользоваться всеми правами, которыми они пользовались до сих пор.

Изменений для граждан России и других стран вне ЕС не предвидится.

Уроженцы других стран, живущие в Британии

Оценка на июнь 2019, тыс.чел.

В скобках — место среди диаспорИсточник: Бюро национальной статистики Британии

Лейбористы

Главная оппозиционная партия в предвыборной кампании не решилась четко выступить за или против брексита — они обещают вынести вопрос на второй референдум. Поэтому гражданам ЕС они лаконично и несколько расплывчато обещают оставить все — или почти все — как было.

Лейбористская партия обещает в случае победы на выборах отменить введенную консерваторами систему регистрации онлайн и дать гражданам ЕС «автоматическое право» дальше жить и работать в Британии.

«Эта новая заявительная система позволит гражданам ЕС при желании зарегистровать свой статус, но им больше не будет нужно просить о разрешении дальше жить и работать в нашей стране», — говорится в предвыборном манифесте лейбористов.

Граждане других стран, живущие в Британии

Оценка на июнь 2019, тыс.чел.

в скобках — место среди диаспорИсточник: Бюро национальной статистики Британии

Поток уже пересыхает

Между тем сальдо миграции — разница между приезжающими и уезжающими из Евросоюза в Британию — за время после референдума 2016 года уже сократилось примерно в четыре раза.

В опубликованном в конце ноября отчете Бюро национальной статистики Британии сообщается, что за год — с июля 2018-го по июнь 2019-го — сальдо миграции из ЕС составило примерно 48 тысяч, тогда как на пике, в 2015-2016 годах, оно превышало 200 тысяч в год.

Но свято место пусто не бывает: за эти же годы существенно выросло число иммигрантов из третьих стран, и в итоге ежегодный прирост населения Британии за счет иммиграции все равно превышает 200 тысяч человек.

Граждане Евросоюза могут свободно селиться и устраиваться на работу без всякой бюрократии, как дома, в любой из стран ЕС. После 2004 года, когда восемь восточноевропейских стран (а также Мальта и Кипр) были приняты в ЕС, поляки стали самой многочисленной общиной иностранцев в Британии — если считать по паспорту.

Если же считать по стране рождения, то первую строчку по-прежнему удерживают индийцы — просто больше половины индийцев в Британии имеют британский паспорт.

Правда, как постоянно подчеркивает Бюро национальной статистики, все это — не точные данные, а приблизительные оценки. Британия не входит в шенгенскую зону, сохранила пограничный контроль на границе с ЕС и вполне могла бы наладить точный учет приезжающих и уезжающих, в том числе и граждан ЕС. Но по разным причинам не делает этого.