Боуи в 1975 году, когда создавалась «Магическая серия»
В ноябре 1975 года Дэвид Боуи, выступая в необычной для себя роли — не музыканта, а художника — создал пять шелкографий, вдохновением для которых стало его увлечение идеями, учением и практикой английского мистика, мага и оккультиста первой половины XX века Алистера Кроули.
Эти работы Боуи объединил названием «Магическая серия — Любовники, Смерть, Звезда, Луна, Земля». Несмотря на всю невероятную популярность и притягательность артиста, огромный интерес ко всем разнообразным аспектам его творчества, шелкографическая серия Боуи до сих пор остается малоизвестной даже самым преданным его поклонникам.
Выставлялись они лишь однажды — на проходившей уже свыше двадцати лет назад в Лондоне выставке «Дэвид Боуи: новое афро-язычество 1975-1995».
Сегодня эти работы представлены на обозрение в лондонской галерее Masterpiece Art. Выставка, ссылаясь на знаменитый образ Майора Тома, впервые придуманный Боуи еще в 1969 году в его самом первом хите Space Oddity и прошедший с ним через все творчество вплоть до последнего, вышедшего буквально накануне смерти альбома Blackstar, называется From Major Tom to Major Arcana — «От Майора Тома до Майора Аркана».
Arcana — тайна, загадка, непознаваемое — термин, применяемый в используемых со времен средневековья для гадания на магических картах таро.
Кроули
Мистик-оккультист Алистер Кроули оказал огромное влияние не только на Боуи, но и на многих других рок-музыкантов
Кроули с присущей ему тягой к мистике и оккультизму настолько увлекался картами таро, что в 1944 году под псевдонимом «Мастер Терион» опубликовал «Книгу Тота». Таро Тота — созданная Кроули вместе с художницей Фридой Харрис оригинальная колода так называемых «карт Тота». Тот — древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, государственного и мирового порядка.
Тогда же был отпечатан и первый пробный тираж (200 экземпляров) колоды. Из-за разногласий вокруг авторских прав эта работа Кроули оставалась практически неизвестной вплоть до 1969 года, когда она вновь была переиздана.
Публикация совпала со всплеском нового интереса к Кроули. Толчок к нему, как и ко многим другим культовым феноменам 60-х, первыми дали «Битлз». После того, как в 1967 году лицо загадочного мистика появилось в толпе знаковых фигур на обложке «Сержанта Пеппера», он стал иконой контркультуры.
Но если для «Битлз», точнее для Леннона, который и предложил включить Кроули на обложку «Сержанта», это было мимолетным увлечением и ограничилось одним-двумя упоминаниями в интервью, то на других рок-музыкантов сатанизм и оккультизм оказали более серьезное влияние.
Одна из главных песен Rolling Stones Sympathy for the Devil (1968) стала переломной в трансформации имиджа группы от просто «плохих парней» к воплощенному дьявольскому началу, апогеем которого стала трагедия на их концерте в Альтамонте в декабре 1969 года.
Эстафету быстро подхватили Black Sabbath, и в самом названии которых, и в тематике песен (особенно дебютного альбома), сатанизм лился из каждого звука, из каждого имиджа. А в 1980 году Оззи Озборн посвятил своему кумиру песню Mr. Crowley.
Однако самыми известными и глубокими приверженцами и последователями Кроули стали Джимми Пейдж, гитарист и идеолог Led Zeppelin, и Дэвид Боуи.
У Пейджа этот интерес трансформировался в увлечение магической символикой, особенно явственной на обложке вышедшего в 1971 году четвертого альбома группы — смысл помещенных на ней знаков до сих пор не разгадан, а сам Пейдж от каких бы то ни было пояснений уклоняется.
Поиск скрытых смыслов
У Боуи же оно вылилось в попытку собственной интерпретации порожденной Кроули визуальной образности его карт Тота.
«В 1970-е годы Боуи увлекся исследованиями оккультизма: поиском скрытых сил и смыслов, попытками выйти за пределы сознания в мир невообразимых богатств и опасностей. Именно этот поиск запредельного и вдохновил его на художественные эксперименты. В них он пытался преодолеть хорошо известные техники и методы, выйти на материалы и средства, которые помогли бы ему преодолеть ограничения и подавления окружающей его повседневной действительности» , — так писал об этом опыте в книге «Человек который продал мир: Дэвид Боуи и 1970-е» биограф музыканта Питер Доггет.
Весной 1975 года, поселившись в Лос-Анджелесе, Боуи тесно сблизился с Пейджем и с еще одним рьяным поклонником Кроули — кинорежиссером Кеннетом Ангером.
Это был один из самых мрачных периодов в жизни Боуи. Музыкально он отражен в записанном той же осенью 1975 года альбоме Station to Station — метафора и стояний Христа на Крестном пути, и каббалистского «Древа жизни». Здесь же появляется и одна из самых мистических, пронизанных фашистскими ассоциациями персон Боуи — Thin White Duke, Изможденный Белый Герцог.
Боуи — Thin White Duke (Изможденный Белый Герцог) во время тура Station To Station. Театр Falkoner в Копенгагене, 29 апреля 1976 г.
«Магическая серия» — визуальное воплощение того поиска, того пути, который Боуи проделывал в то время. Более того, в качестве обложки альбома Station to Station предполагалась поначалу сделанная фотографом Стивом Шапиро фотография Боуи, рисующего мелом на полу каббалистическое Древо Жизни — так как его изображал Кроули.
В 1997 году Боуи заявил, что никогда по-настоящему не верил в учение Кроули, и что самопровозглашенный мистик и мессия на самом деле не кто иной, как шарлатан. Как бы то ни было, Кроули оставил заметный след в творчестве музыканта, а тот факт, что в 1998 году Боуи переиздал «Магическую серию», подтверждает значимость этой работы для него самого спустя почти четверть века после ее создания. Сам он, однако, нигде и никогда — во всяком случае, публично — о смысле и значении для себя «Магической серии» не говорил.
Ну и, наконец, к оккультной символике Боуи вернулся в последнем, ставшим по сути дела его духовном завещанием, альбоме Blackstar. В клипе к песне Lazarus, само название которой символизирует воскрешение из мертвых, Боуи одет в тот же костюм, в котором Стив Шапиро запечатлел его во время воссоздания нарисованного когда-то Кроули Древа Жизни. Следует ли нам это понимать как подтверждение того, что каббала, метафизика и оккультизм занимали Боуи до самого конца его дней?
Магическая серия
Как бы то ни было, но «Магическая серия — Любовники, Смерть, Звезда, Луна, Земля» — не только художественная реакция Боуи на соответствующий образ карт Тота Кроули, но и отражение духовных поисков артиста в один из самых противоречивых, тяжелых и переломных моментов его жизни.
Работы Боуи интересно воспринимать в непосредственном соседстве с вдохновившими их картами из «Книги Тота» Алистера Кроули. Так они представлены в Masterpiece Art Gallery, так же мы предлагаем их и вашему вниманию — Кроули слева, Боуи справа.
Комментарии куратора выставки Алекса Казенса.
«Влюбленные»
«Влюбленные» Боуи явственно основаны на одноименной карте из «Книги Тота» Кроули. У Боуи две фигуры стоят куда ближе друг к другу, они по сути дела сплетены, но так же, как и у Кроули, они совершенно очевидно принадлежат разным расам. Взрыв желтого в центре картины представляет нависающую над влюбленными фигуру гигантского Мага.
«Смерть»
«Смерть» Боуи не настолько очевидно заимствована из одноименной карты из «Книги Тота». Яркий эмоциональный колорит с ненавязчивой тонкой зеленью в нижней части выделяет эту работу из других в «Магической серии». Этот зеленый цвет символизирует морское дно и Смерть в виде Осириса — древнеегипетского царя загробного мира с традиционной короной из красных перьев. Зеленый цвет также символ способности Осириса возвращать жизнь, воскрешать из мертвых. Египетские божества пронизывают всю теорию и символику Кроули.
«Звезда»
«Звезда» интересна тем, что в своей работе Боуи не стал воспроизводить семиконечную звезду из карты Кроули. Символика шестиконечной звезды — Звезды Давида — достаточно очевидна, хотя форма ее здесь неправильная и скорее напоминает гексаграмму — символ разработанного Кроули религиозного учения Телема.
«Луна»
«Луна» — самая визуально незамысловатая из пяти работ серии. Боуи развернул на 90 градусов горизонтальную Луну Кроули и поместил ее в самый центр. Полумесяц также встречается в изображении Йесоды — девятой из десяти так называемых сфирот, эманаций божественного света в Каббале. Для Боуи он символ подсознания, которое он стремился постичь.
«Земля»
При создании своей «Книги Тота» Кроули карту «Земля» переименовал в карту «Вселенная», и у него она получилась намного более космичной и универсальной. У Боуи планета Земля видна будто из «Космоса», хотя она парит в окружении облаков и голубого неба (или это вода?). Цветовая палитра «Земли» самая приглушенная. Она напрямую связана с «Луной», работой тоже неяркого , по сравнению с «Влюбленными», «Смертью» и «Звездой» колоритом.
Выставка «Магическая серия — Любовники, Смерть, Звезда, Луна, Земля» проходит в лондонской галерее Masterpiece Art до 7 марта