Доклад независимого эксперта ООН: несовершеннолетние и индустрия развлечений

Исследование провела Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, их сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательствах над ними Мама Фатима Сингхатех. Как отмечается в докладе, права и интересы детей в индустрии развлечений многочисленны и многогранны и охватывают вопросы, касающиеся рекламы, контрактов, неприкосновенности частной жизни и трудовой практики.

Сексуальная эксплуатация

Опрос, проведенный недавно Международной организацией труда (МОТ), позволил получить представление о ситуации в этой отрасли. Так, 53,7 процента респондентов сталкивались с сексуальными домогательствами во время репетиций, а 46,3 процента – во время прослушиваний или собеседований.

«Тщательное статистическое исследование, проведенное в 2017 году по заказу фонда “Свобода” в контексте одного городского района одной страны, показало, что доля несовершеннолетних, работающих в секторе развлечений для взрослых, в целом составляет 17 процентов, при этом более 70 процентов из них подвергались насилию в той или иной форме, – пишет Мама Фатима Сингхатек. – Более 60 процентов из них работали в условиях сексуальной эксплуатации».

Виды сексуальной эксплуатации, которым, как сообщалось, подвергались молодые люди, варьировались от флирта и касаний сексуального характера до принуждения к чувственному массажу и вступлению в половую связь.

Результаты другого исследования, включенные спецдокладчицей ООН в доклад, свидетельствовали о том, что до 97 процентов подростков, занятых в секторах развлечений, подвергались сексуальной эксплуатации со стороны клиентов и работодателей и что две трети работников в этих секторах были моложе 18 лет.

Проблема не знает границ

В свете глобального характера индустрии развлечений связанные с ней проблемы не ограничиваются одним географическим регионом, а, скорее, распространены в странах всего мира, отмечает эксперт. При этом преступления такого рода зачастую замалчиваются, а жертвы боятся обращаться за помощью. Массовые движения, такие как MeToo («Я тоже»), позволили некоторым пострадавшим смело выступить с разоблачением преступников, в результате чего в последнее время повысилась осведомленность о сексуальной эксплуатации и надругательствах в индустрии развлечений.

«Нормализация» сексуальной эксплуатации

Автор доклада пишет о том, что восприятие надругательств и насилия в качестве нормы подвергают детей и подростков постоянному риску сексуальной эксплуатации везде, где они работают в индустрии развлечений. Фильмы и телепередачи, в которых показаны сексуальные надругательства над детьми и их сексуальная эксплуатация, переходят грань между простым изображением и их «гламуризацией».

Материалы о сексуальных надругательствах над детьми появляются не только в даркнете, но и на легальных веб-сайтах. Этот контент способствует восприятию такого недопустимого преступления, как сексуальная инструментализация детей, в качестве нормы.

Гендерный аспект

Исследование, проведенное по 1100 популярным фильмам, показало, что только 43 женщины работали режиссерами. Женщины, работающие в этой индустрии, не имеют твердых гарантий занятости. Чаще всего с этим сталкиваются цветные женщины и женщины из числа коренных народов, которые по-прежнему в значительной степени являются частично трудоустроенными.

Гегемония мужской корпоративной культуры – одна из доминирующих проблем отрасли. Женщины-актрисы часто подвергаются угрозам насилия, так как их часто показывают в обтягивающей или соблазнительной одежде или обнаженными. Мальчики и девочки также становятся жертвами сексуальной эксплуатации и надругательств в индустрии развлечений.

Жертвы как мужского, так и женского пола практически не имеют информации о доступности консультативной помощи и поддержки, что особенно характерно для жертв мужского пола.

Злоупотребление технологией

Преступники используют технологии для установления контактов с потенциальными жертвами в целях их эксплуатации. Действуя через коммерческий рынок онлайн-развлечений, они производят и рапсространяют материалы, содержащие сцены сексуальных надругательств над детьми.

Дети эксплуатируются в индустрии киберсекса, которая иногда связана с физическим и незаконным перемещением детей через границы. Торговцы людьми часто используют интерактивные компьютерные сервисы, такие как социальные медиа-платформы, для связи с детьми-жертвами, пользуясь тем, что многие дети плохо осведомлены о рисках.

Кроме того, современные технологии позволяют правонарушителям устанавливать контакты с потенциальными жертвами и клиентами через зашифрованные приложения и даркнет. Анонимность, обеспечиваемая онлайн-сервисами, создает еще одну проблему для правоохранительных органов при расследовании случаев сексуальной эксплуатации.

Рекомендации

Доклад содержит конкретные рекомендации по борьбе с сексуальной эксплуатации детей в индустрии развлечений. В частности, спецдокладчик призывает разрабатывать и внедрять правовые рамки для регулирования деятельности индустрии развлечений с целью защиты детей-артистов и приводит в пример страны, которые уже делают это.

Так, например, Словения осуществляет политику по борьбе со всеми формами эксплуатации. В Болгарии разрешение на работу для несовершеннолетних может быть отозвано по соображениям, касающимся охраны здоровья и безопасности, а в Испании на участие несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в публичных представлениях требуется особое разрешение. Испанское законодательство также запрещает несовершеннолетним работать ночью, сверхурочно или в учебное время.

Правоохранительные органы, пишет независимый эксперт, должны регулярно проверять развлекательные заведения, в которых работают дети, а также опекунов или родителей этих детей. Например, в Узбекистане в течение восьми месяцев проводилось наблюдение за учащимися, которые посещали развлекательные заведения и интернет-клубы. В результате 1574 развлекательных заведения были привлечены к ответственности в соответствии с Кодексом об административной ответственности за то, что они разрешили несовершеннолетним находиться в этих заведениях в ночное время. Кроме того, в соответствии с этим Кодексом к ответственности были привлечены 37 863 родителя или опекуна.

Спецдокладчики ООН, напомним, не являются сотрудниками всемирной организации и не получают зарплату за свою работу.