Эксперт ООН: представители сексуальных меньшинств не нуждаются в «терапии»

В настоящее время в 69 странах гомосексуальные отношения между взрослыми, при их обоюдном согласии, – считаются преступлением. Это означает, что только в одной этой сфере жизни ежедневно подвергаются дискриминации два миллиарда человек – треть населения Земли.

Эта криминализация имеет ощутимые последствия с точки зрения общественного здравоохранения и доступа к образованию, говорит Виктор Мадригал-Борлос, независимый эксперт ООН по защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

В интервью Новостям ООН в Женеве Мадригал-Борлос сказал, что он выступает за мир, свободный от криминализации гендерной ориентации и идентичности, включая отказ от конверсионной терапии. По его словам, криминализация приводит к тому, что молодые представители ЛГБТ-сообщества бросают школу в три раза чаще, чем другие подростки, а трансгендеры заражаются ВИЧ/СПИДом в 76 раз чаще, чем население в целом. По мнению Мадригал-Борлоса, причина столь гигантского несоответствия заключается в том, что часто больные трансгендеры не обращаются за профилактической помощью из страха быть осмеянными.

Опасный миф о конверсионной терапии

Так называемая конверсионная терапия направлена на изменение сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека и оправдывается тем, что представители ЛГБТ «больны». Она направлена ​​на превращение негетеросексуального человека в гетеросексуального, а трансгендерного – в цисгендерного человека, чья гендерная идентичность соответствует его гражданскому статусу.

В отчете Мадригал-Борлоса говорится, что подобные методы «лечения» практикуются как минимум в 68 странах на всех континентах: в отчете, в частности, упоминаются страны Африки, Китай, Республика Корея и государства Восточной Европы.

В Соединенных Штатах этой практике в какой-то момент своей жизни подвергались около 700 000 лесбиянок, геев, трансгендеров или людей с вариациями пола. В Швейцарии, по оценкам организаций гражданского общества, пострадало около 14 000 человек.

Своего рода пытка

Изгнание нечистой силы церквями или целителями, «исправительные» изнасилования, обязательное психологическое лечение: во время своих рабочих визитов в различные страны мира Виктор Мадригал-Борлос собрал многочисленные свидетельства лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и других людей, ставших жертвами подобных практик. «Конверсионная терапия» наносит глубокую физическую и психологическую травму этим людям. Недаром структуры ООН считают, что эти методы могут быть равносильны пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Роль независимого эксперта заключается не только в том, чтобы делать замечания, но и в том, чтобы предоставлять рекомендации государствам. Виктор Мадригал-Борлос призывает страны запретить порочные практики, отменив законы, которые ее разрешают.

Вне закона

Борьба за отмену конверсионной терапии усилилась после запрета этой практики парламентами Канады, Франции и Германии. В Швейцарии с аналогичными инициативами недавно выступили кантоны Во и Женева. Однако в остальном мире на пути отказа от конверсионной терапии сохраняется еще очень много препятствий. 

В Гане предлагают принять закон, который позволяет осудить на пять лет тюремного заключения любого, кто подозревается в принадлежности к ЛГБТ+. Вместе с девятью другими экспертами по правам человека Мадригал-Борлос направил письмо главе Ганы, в котором указано, что этот законопроект представляет собой «кардинальное отступление от международных обязательств государства» и повлечет за собой «невообразимые человеческие страдания».

Работа продолжается

Виктор Мадригал-Борлос намерен продолжать работу над проблемой конверсионной терапии. В частности, он будет стремиться повысить осведомленность религиозных организаций о необходимости безоговорочного осуждения подобных методов «лечения».

В 2021 году коалиция из 1327 организаций в 161 стране мира поддержала продление мандата независимого эксперта ООН по защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Против продления выступило абсолютное меньшинство государств-членов Совета по правам человека.

«Действие мандата должно продолжаться до тех пор, пока мы не сможем объективно сказать, что дискриминации или насилия по признаку гендерной ориентации и идентичности не существует. Я не уверен, что когда-либо увижу это в своей жизни. Но мы решительно продвигаемся вперед», – говорит г-н Мадригал-Борлос.