Евросоюз решился на масштабную экономическую войну размышлений, взаимных угроз и переговоров с ключевым торговым партнером. ЕС наложил пошлины на дешевые и современные китайские электромобили, стремительно завоевывающие сердца потребителей и угрожающие разорить отсталый европейский автопром. Против пошлин выступал не только Китай, планирующий в ответ запретить хамон, коньяк и еще нечто европейское, но и автозаводы главного автомобильного государства Европы – Германии. Однако Еврокомиссия все же вынесла вопрос на голосование 27 стран-членов ЕС, и в пятницу они одобрили начало торговой войны.
Мероприятие в целом пытается сдержать нашествие китайских электромобилей, хотя и нацелен электрифицировать транспорт для сокращения спроса на бензин ради борьбы с выбросами парниковых газов – главная причина глобального потепления.
США и Европа обвиняют Китай в том, что он субсидирует свой автопром и помогает ему демпинговать. Китай отрицает и утверждает, что Запад просто проигрывает в честной конкуренции с трудолюбивыми китайскими рабочими и инженерами. , Reuters
Ставки в новой торговой войне между тремя крупнейшими экономиками планеты как никогда высоки. На Китай и Евросоюз приходится по 17% мировой экономики, общий объем которой в текущем году составит 110 трлн долларов. В США — более 25%.
США фактически закрыли свой рынок от Китая еще в мае 2024 года решением президента Джо Байдена наложить 100% пошлины на импорт всей продукции китайского автопрома. А недавно Белый дом объявил, что хочет в будущем запретить еще и все установленное в автомобилях программное обеспечение и коммуникационное оборудование, разработанное в Китае или России.
Такой запрет фактически закроет китайским автомобилям путь на американский рынок, даже если они собранные в Европе, Мексике или других дружественных Америке территориях.
Европа действует осторожнее. Ни о одном тотальном запрете сначала речь не шла. ЕС начал расследование подозрений в недобросовестной конкуренции еще в 2023 году, а через год, летом 2024-го, объявил о повышении пошлин на китайские электромобили примерно с 10% до 30%.
Пошлины в итоге оказались несколько меньше — их снизили после консультаций и переговоров с китайскими автоконцернами, а также с европейцами и американцами, собирающими автомобили в Китае, вроде Tesla и BMW.
Немцы не хотят войны
Главный конкурент китайского автопрома – немецкие автопроизводители Mercedes, BMW и Volkswagen – были резко против торговой войны с Китаем. Они получают на китайском рынке более 25% всей своей прибыли и боятся ответных санкций.
Они утверждают, что им нужна не защита от конкурентов, а помощь в борьбе с ними, поскольку немецкие автомобили по-прежнему лучшие в мире, просто им нужно больше времени и денег на перестройку. А таможенные пошлины лишат их прибыли. компаниям, работающим на мировом рынке, и могут спровоцировать торговый спор, от которого не выиграет никто, – заявил гендиректор BMW Оливер Ципсе на этой неделе. – Поэтому немецкое правительство должно занять четкую позицию». торговой войны, руководитель Mercedes-Benz Ола Каллениус. Он предложил канцлеру Олафу Шольцу проголосовать «против», а не содержаться, как в июле, когда вопрос о пошлинах рассматривали предварительно.
Четкое «нет» помогло бы немцам избежать ответных запретов, если удастся убедить китайцев, что Германия здесь ни при чем, а торговая война – исключительно инициатива Еврокомиссии. Немецкая экономика – самая большая в Европе – и без того стагнирует, что сказывается не только на уровне жизни населения и промышленности, но и на политике – провластная коалиция проигрывает одни местные выборы по другим и уже не надеется удержать власть на федеральных выборах в сентябре 2025 года.
Канцлер Германии Шольц предлагает продолжить переговоры с китайцами даже после введения пошлин.
Французы и итальянцы — за пошлины
Два других крупнейших экономики и автомобильных государства ЕС — Франция и Италия — поддержали ограничения на китайские электромобили.
Президент Франции Эммануэль Макрон на этой неделе посетил Шольца в Берлине. Его спросили о машинах, и он ответил, что поддерживает пошлины, потому что ЕС «должен защищать одинаковые правила игры во всех секторах промышленности».
Италия тоже поддержала ограничения, а вот Испания сначала выступила «за», но затем премьер Педро Санчес съездил в Китай, и теперь говорит, что ЕС должен пересмотреть позицию.