«Я просто Кен». Как кино в 2023 году разрушало патриархальные стереотипы

«Барби», «Отель «Роял», «Честная игра», «Мышеловка», «Как заниматься сексом» — режиссеры в этом году исследовали токсическую маскулинность во всех жанрах, которые можно представить – и иногда с неожиданными результатами.

Когда в 2020 году появилась новость о том, что сценаристкой и режиссером фильма о Барби станет Грета Гервиг, автор фильмов «Леди Берд» и «Маленькие женщины», поклонники Гервиг предполагали, что она будет исследовать темы потребления и культа тела, напрямую связанные с этими куклами.

И она это сделала, но одним из многих сюрпризов ленты стало то, что обе эти темы упоминались в ней лишь вскользь. Особо — один мужчина Очаровательный Кен (Райан Гослинг) сначала кажется хорошим парнем, но когда Барби (Марго Робби) отказывается иметь с ним романтические отношения — главным образом потому, что она не знает, что такое романтические отношения, — он маниакально мстит.

Он переезжает в Дом мечт Барби, устанавливает там барную дверь и переименовывает ее в свой — «mojo dojo casa». Он вместе с другими Кенами сговаривается промыть мозги всем Барби, чтобы превратить их в глупых покладистых девочек, и переписать конституцию Страны Барби, чтобы обеспечить себе полную власть.

И вишенка на торте – Кен заставляет Барби четыре часа подряд слушать, как он играет на акустической гитаре Push от Matchbox Twenty. Никогда раньше голливудский блокбастер не пародировал хрупкое мужское эго с такой убийственной точностью.

И Гервиг в этом не была уникальной. К концу 2023 года стало понятно, что в фокусе многих кинематографистов были мужчины — снисходительные, хищные и мелочные. Этот год в кино стал годом плохого парня.

В течение одной недели в октябре американские зрители могли выбирать между тремя новыми фильмами на эту тему: «Мышеловка», «Честная игра» и «Отель «Роял».

В фильме «Мышеловка» Сюзанны Фогель, снятом по рассказу Кристен Рупениан, Эмилия Джонс играет студентку, флиртующую с тридцатилетним мужчиной, и впоследствии понимает, что он вовсе не такой очаровательный, как казалось изначально.

Она чувствует себя с ним неудобно, но в то же время считает, что должна соглашаться на все, что он хочет: в частности, смотреть «Империя наносит ответный удар» в кинотеатре, где она работает, а когда она в конце концов ему отказывает, он ведет себя «по-кеновски» — посылает ей оскорбительные сообщения. В «Честной игре» сценаристки и режиссера Хлои Домонт недавно обрученная пара, которую играют Фиби Дайневор и Олден Эренрайх, работает в инвестиционной фирме на Уолл-стрит. Когда она получает повышение, на которое надеялся он, он уверяет, что рад за нее, но вскоре впадает в ревность.

А в фильме Китти Грин «Отель «Роял» Джулия Гарнер и Джессика Генвик играют двух туристок из США, которые устраиваются на летнюю работу барменками в австралийском пабе. «Вам придется смириться с мужским вниманием», — предупреждают их На практике это означает, что они должны воспринимать как должное мизогинию, которую подают как невинные шутки, и то, что развратные мужчины будут ломаться в их комнаты после закрытия.

В 2019 году Грин и Гарнер работали вместе над фильмом «Ассистентка», в котором Гарнер сыграла ассистентку босса, очень похожего на Гарви Вайнштейна.Тогда фильмы, сосредотачивавшиеся на проблемах движения #MeToo, еще были редкостью, но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы индустрия прогрессировала, а режиссеры могли исследовать токсическую маскулинность у всех жанрах, которые можно представить.

«Анатомия падения», обладатель «Золотой пальмовой ветви» майского Каннского кинофестиваля, — драма о том, как брак рушится из-за зависти мужа к успеху своей жены.

А «Присцилла» Софии Копполы, байопик о Присцилле и Элвисе Пресли, — это история о молодой девушке, над которой доминирует могущественный старший мужчина.