″Яблоко″ ограничивает вход

12 часов ушло у делегатов съезда «Яблока», чтобы принять более 900 поправок в устав партии. Ключевые поправки усложняют процедуру вступления в партию, но одновременно дает право всем членам партии выбирать кандидата на пост председателя. Лидеры «Яблока» считают, что так их партия станет еще более демократической и будет защищена от «рейдерского захвата». Известные «яблочники» Лев Шлосберг и Дарья Беседина уверены, что партия потеряет сторонников.

de0435e45741dfde850dd00d7ad77150

Съезд партиии «Яблоко»

«Революционные изменения» — так назвал поправки к уставу «Яблока» председатель партии Николай Рыбаков. На встрече с журналистами перед двухдневным съездом 3-4 апреля он признался, что изменения принимаются в виде поправок, а не нового устава, только для того, чтобы не было проблем с согласованием в Минюсте. В сравнительной таблице поправок — больше девятисот строчек. Принять их получилось только со второго раза — первое голосование провалилось.

Защита от рейдерства

Лидеры «Яблока» ключевыми считают не больше пяти поправок. Во-первых, причастных к деятельности партии теперь делят на четыре группы: сторонники, зарегистрированные сторонники, члены партии и зарегистрированные члены партии. Это значит, что полноправным членом партии теперь можно стать только после испытательного срока в 1,5 года. Причем для вступления в партию теперь недостаточно заявления кандидата — за нового члена должны проголосовать опытные партийцы.

1dcf5ec2c709f06660b90f9a734898eb

Экс-лидер «Яблока» Григорий Явлинский

В ответ на озабоченность однопартийцев численностью «Яблока» сторонники реформы замечают, что об этом переживать не стоит. «Не время наращивания членства и суетливого поиска союзников и расширения электората любой ценой. Потеряем партию, — предупредил глава политсовета «Яблока» Григорий Явлинский. — Наша задача не позволить разрушить партию изнутри и извне».

Попыткой рейдерского захвата многие опытные члены партии считают действия политтехнолога Максима Каца в 2016 году. После вступления в «Яблоко» Кац привел за собой больше сотни своих сторонников. С их поддержкой он собирался избраться на пост главы московского отделения партии вместо Сергея Митрохина. Митрохина он предлагал отправить в отставку за неэффективное управление.

Противостояние закончилось тем, что Максима Каца и 15 его сторонников исключили из партии в феврале 2020 года. На съезде Григорий Явлинский подчеркнул, что новые ограничения спасут партию не только от захвата «активных новичков» (очевидно, имея в виду Каца и его сторонников), но и от захвата администрацией президента.

«Партия победившей бюрократии»

Одним из самых влиятельных в партии противников поправок оказался лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг.  Он отметил, что таблицу с предлагаемыми изменениями делегаты съезда получили вечером накануне собрания. Как и другие несогласные с реформой, Шлосберг опасается, что партия превратится в закрытую бюрократическую структуру.

«Партия победившей бюрократии будет полностью закрыта от общественного влияния, — заявил Шлосберг. — Для демократической партии это равносильно политической смерти». Политик отметил, что открытая партия несет с собой риски, но только такая партия может победить.

Депутат Мосгордумы Дарья Беседина предостерегла делегатов от принятия поправок накануне выборов в Госдуму. По ее мнению, некоторые из поправок незаконны: например, статус незарегистрированного члена партии. По этой причине, уверена Беседина, власти по наводке конкурентов «Яблока» смогут снимать кандидатов от партии с выборов. «Вот этот пакет может поставить крест на нашем выдвижении, — убеждала однопартийцев Беседина. — Нельзя собственными руками вкладывать оружие в руки наших оппонентов!»

Спорную поправку исключили

При первом голосовании за пакет в выигрыше оказались Беседина и Шлосберг. За поправки не набралось необходимые две трети голосов делегатов. «Если мы сейчас не голосуем за этот пакет, то можно расходиться и ехать домой», — предупредил собравшихся зампред партии  Сергей Иваненко и предложил еще раз обсудить поправки.

c1cb5a016a385ab922c74059c54a18f3

Съезд партиии «Яблоко»

После обсуждений договориться все же удалось. Из принятого пакета исчезли несколько самых спорных поправок. Одна из них запрещала членам партии состоять в других политических объединениях. Активнее других против нее выступали Николай Кавказский и Андрей Бабушкин.

Николай Рыбаков напомнил другим делегатам съезда, что у обоих есть личная заинтересованность. Кавказский состоит в Левом социалистическом движении, программа которого предусматривает национализацию частных компаний. Бабушкин — член организации «Офицеры России», которая недавно инициировала установку памятника Дзержинскому на Лубянке. И то, и другое, по мнению Рыбакова, несовместимо с членством в «Яблоке».

Единственные оппозиционеры в Госдуме

В партии уверены, что до выборов в Госдуму 19 сентября изменения не вступят в силу, так что кампанию в Госдуму «Яблоко» будет вести при действующем уставе. На этих выборах главной целью партии будет «создание в Госдуме единственной оппозиционной фракции» — так ее обозначил Николай Рыбаков.

Судя по сформулированным на съезде принципам коалиционной политике, выдвинуться от «Яблока» на выборах не смогут сталинисты, националисты, фашисты и другие ксенофобы. Партии «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР Рыбаков назвал партиями Владимира Путина.

По этой причине, например, «яблочники» вряд ли снимут своих кандидатов в тех округах, где «Умное голосование» Алексея Навального посчитает сильнейшими кандидатами коммунистов. При этом Рыбаков заявил о готовности согласовывать и разводить округа с политиками и активистами, которые «разделяют демократические ценности и поддерживают европейский путь России».


Источник