Белорусскому оппозиционному политику и политзаключенному Николаю Статкевичу удалось передать несколько ответов на вопросы Deutsche Welle. Статкевич уже более десяти месяцев находится в тюрьме №8 в городе Жодино, что под Минском. 11 марта стало известно, что Следственный комитет (СК) Беларуси завершил расследование дела «в отношении Сергея Тихановского, Николая Статкевича и приближенных к ним лиц», однако какие конкретно обвинения предъявлены Статкевичу, не сообщалось.
В переданных ответах Николай Статкевич поделился с DW своим отношением к его уголовному делу, рассказал о давлении на него в тюрьме и дал оценку происходящим в Беларуси событиям.
В тюрьме на Статкевича пытаются оказать давление
Обвинения, которые власти предъявили Николаю Статкевичу, сам он лаконично называет «бредом». На вопрос о самочувствии в тюрьме оппозиционер ответил, что «диктатор не дождется», однако сообщил о попытках давления: «В июне 2020 года, еще во время административного ареста, использовались такие методы: лишали сна, по 5-7 раз за ночь забегая в камеру и стуча дубинками по металлу; не водили в душ, лишали передачи, прогулок, чтения. Были и силовые столкновения».
Николай Статкевич на одном из оппозиционных митингов, октябрь 2015 года
Сейчас, по словам Статкевича, против него в тюрьме в основном используют громкий звук. «Из репродуктора крутят записи интервью Лукашенко, покаяний заключенных, служебные инструкции. Сила звука такова, что даже телевизор на максимальной громкости не слышно. Такое происходит только в моей камере. Иногда крутят всю ночь, уменьшая громкость, чтобы не мешать осужденным в других камерах», — рассказал оппозиционер. И добавил, что смог адаптировать к таким условиям, изготовив себе беруши из губки для мытья посуды.
Статкевич: Белорусы не победили, потому что Кремль поддерживает Лукашенко
Политической деятельностью Николай Статкевич занимается уже давно, он возглавляет оппозиционную Белорусскую социал-демократическую партию (Народная Грамада), которая в 2005 году была лишена регистрации. В 2010 году Статкевич баллотировался в президенты Беларуси, а после жесткого разгона участников акции протеста в центре Минска в декабре того же года был арестован и вскоре осужден на шесть лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Из них он отсидел более четырех с половиной.
Сегодняшняя ситуация в Беларуси, по мнению Статкевича, существенно отличается от событий 2010 года. «Сейчас белорусский народ знает о том, что он за перемены, за смену власти, люди хотят свободы. Белорусы убедились в том, что из себя представляет власть. Не думаю, что нелегитимный в наших и мирового сообщества глазах, экономический не самодостаточный режим сможет сохранить контроль в течение длительного времени», — отметил Статкевич в интервью DW.
Светлану Тихановскую он называет «избранным президентом, которому не дали занять свое место», однако оценивать текущие действия демократических сил, находясь в тюрьме, оппозиционеру тяжело. «На реальный диалог (с оппозицией. — Ред.) Александр Лукашенко пойдет только тогда, когда его будет поздно спасать от народа», — считает Статкевич. По его мнению, белорусы до сих пор не победили Лукашенко лишь потому, что у того есть поддержка Кремля.
Говоря о развитии политического кризиса в Беларуси, Статкевич прогнозирует усиление давление на общество, медленную деградацию экономики и неизбежные перемены: «Но в целом наш народ ждет отличное будущее, ведь мы его заслужили». Белорусам, которые продолжают борьбу, Николай Статкевич пожелал «достоинства и воли».