Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи впервые прокомментировал массовые протесты, начавшиеся в стране в конце декабря, заявив, что против «мятежников» должны быть приняты жесткие меры.
Выступая 3 января на телевидении, Хаменеи, как и другие представители иранского руководства, назвал обоснованными опасения уличных торговцев в связи с девальвацией национальной валюты – именно экономическими проблемами была вызвана первая волна протестов.
«Мы будем разговаривать с протестующими, но диалог с мятежниками – бесполезен. Мятежников следует поставить на место, — заявил он.
Хаменеи добавил, что недовольство нельзя использовать для того, чтобы разжигать «политический протест» в пользу враждебных Ирану внешних сил.
Заявления верховного лидера Ирана прозвучали на следующий день после того, как президент США Дональд Трамп публично поддержал протестующих, пригрозив властям Ирана «действиями» в случае продолжения подавления протестов.
«Если Иран будет стрелять и жестоко убивать мирных протестующих, как это обычно бывает, Соединенные Штаты Америки придут им на помощь. Мы готовы к действиям, — написал американский лидер в собственной сети Truth Social 2 января.
Иранские представители в связи с заявлениями Трампа обратились также к ООН с призывом осудить «незаконные угрозы» и вмешательство во внутренние дела.
Протесты в Иране начались 28 декабря – после резкой девальвации иранского риала и стремительного роста инфляции. В последующие дни к ним присоединились студенты и представители других слоев населения. Начала звучать критика лично Хаменеи. В Тегеране и других городах происходят столкновения демонстрантов с полицией. За неделю протестов погибли по меньшей мере девять человек, 44 были арестованы, сообщает иранская служба Радио Свобода – Радио Фарда.
Как правительственные источники, так и международные правозащитные организации подтверждают факты гибели демонстрантов, еще несколько десятков человек были ранены.
Власти Ирана возлагают ответственность за насилие на «мятежников» из числа демонстрантов.
Нынешние протесты, по словам наблюдателей, стали самым серьезным вызовом теократическому правительству Ирана со времен протестов «Женщины, Жизнь, свобода», которые вспыхнули после смерти 22-летней иранско-курдской студентки Махсы Амини в сентябре 2022 года во время пребывания под полицейским надзором из-за нарушения дресс-кода.

