Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил, что Иран не обогащает уран нигде в стране после разрушительных авиаударов Израиля и Соединенных Штатов Америки в июне, хотя оставляет за собой право это делать.
Выступая на юридическом форуме 16 ноября, Аракчи заявил, что все обогатительные заводы Ирана находятся под гарантиями и мониторингом МАГАТЭ.
«В Иране нет незадекларированного ядерного обогащения… Обогащение пока не проводится, поскольку наши обогатительные заводы были атакованы», — сказал он, сообщает государственное информационное агентство IRNA.
Удары Израиля и США в июне поразили ключевые военные и ядерные цели. Сообщения о масштабах нанесенного ущерба различались.
В октябре Иран объявил, что отныне «не считает себя обязанным» соблюдать ограничения на развитие своей ядерной программы, поскольку срок действия исторической ядерной сделки 2015 года с ведущими мировыми державами официально истек. В то же время в Тегеране, который утверждает, что никогда не стремился и не будет стремиться превратить свою ядерную программу в вооруженную, заявили, что страна «твердо настроена оставаться преданной дипломатии».
Между тем, МАГАТЭ заявило, что Иран имел более 400 килограммов урана, обогащенного до 60-процентной чистоты, до июньских ударов. Неясно, сколько высокообогащенного материала – нынешнее ядерное оружие включает обогащенный примерно до 93,5 процентов уран-235 – уцелело.
Однако недавние спутниковые снимки, проанализированные экспертами вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), свидетельствуют о том, что хотя на трех объектах – Исфахане, Натанзе и Фордо – которые стали целями ударов, активности почти нет, Иран активизировал строительство на объекте, расположенном в горе Пикакс близ Натанзу.
Изначально считалось, что это будет место для составления центрифуг, но последние события свидетельствуют о том, что Тегеран может расширять свои первоначальные планы по этому объекту, говорит заместитель директора проекта CSIS по ядерным вопросам Джозеф Роджерс.
Министр иностранных дел Аракчи заявил на форуме 16 ноября, что Тегеран готов возобновить ядерные переговоры с Западом, но лишь на основе взаимного уважения.
В сентябре государственный секретарь США Марко Рубио призвал Иран «принять прямые переговоры по доброй воле, без промедления и запутывания».
Великобритания, Франция и Германия инициировали возобновление санкций против Ирана с 28 сентября за то, что он не принял необходимых мер для «разрешения беспокойств» относительно разрешения уполномоченным инспекторам МАГАТЭ восстановить доступ к иранским ядерным объектам. Страны также отметили неспособность Тегерана подготовить и передать МАГАТЭ отчет «о его запасах высокообогащенного урана».
Европейские государства возобновили санкции, обвинив Иран в нарушении соглашения 2015 года, направленного на предотвращение разработки им ядерного оружия. Санкции были сняты в рамках соглашения.

