Односторонние санкции Вашингтона в отношении Тегерана оборачиваются серьезными нарушениями прав человека, в том числе права на медицинскую помощь. Об этом заявили специальные докладчики ООН после того, как одна из шведских компаний по производству перевязочных материалов прекратила поставки своей продукции в Иран. Такое решение усугубило страдания тяжелобольных пациентов, в том числе детей с редкими заболеваниями кожи.
Напомним, что Вашингтон возобновил санкции в отношении Тегерана в мае 2018 года после своего выхода из так называемой «сделки» по иранской ядерной программе – соглашения, которое в 2015 году подписали пять постоянных членов Совбеза, Германия и Евросоюз. Односторонние санкции США носят экстерриториальный характер – они предусматривают ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц третьих стран. Это привело к тому, что шведская компания, опасаясь вторичных санкций Вашингтона, приостановила все сделки, связанные с поставками в Иран «до тех пор, пока не изменится политическая ситуация».
Эксперты ООН опасаются, что прекращение поставок перевязочных материалов в Иран приведет к невыносимым страданиям пациентов, в первую очередь с тяжелыми и опасными для жизни редкими заболеваниями кожи, такими как буллезный эпидермолиз, который вызывает чрезвычайно болезненные раны. В числе пациентов с таким заболеванием – дети, которых часто называют «детьми-бабочками», потому что их кожа хрупкая, как крылья бабочки. Повязки, которые производятся этой шведской компанией, являются наиболее эффективным средством для облегчения боли и предотвращения опасных для жизни инфекций.
Правозащитники ООН заявили, что «многие банки и предприятия, в том числе фармацевтические и медицинские компании» повсюду в мире идут на чрезмерные ограничения торговли с Ираном и другими странами под санкциями, опасаясь штрафов или других нежелательных последствий за такие «порочащие» связи.
«Они отказываются от торговли товарами, даже не подпадающими под санкции, или отказываются проводить те или иные операции со странами, оказавшимися под односторонними санкциями.
Такой подход помешал иранскому деловому партнеру импортировать перевязочные материала шведской компании, хотя было объявлено, что медицинские и другие товары гуманитарного назначения под санкции не подпадают», – говорится в заявлении специальных докладчиков.
В результате, считают эксперты, в этом конкретном случае иранские пациенты не могут теперь в полной мере пользоваться правом на защиту здоровья. К тому же, по их мнению, отказ в доступе к обезболивающим препаратам, результатом которого становится сильная боль и страдания, даже если это происходит непреднамеренно, приводит к нарушению запрета на бесчеловечное обращение.
«Это лишь один из многих примеров, демонстрирующих тяжелое положение тысяч людей, включая детей, вызванное чрезмерными мерами третьих сторон из-за страха самим подвергнуться санкциям», – заявили эксперты. Они считают, что решение шведской кампании идет вразрез с международными обязательствами шведского правительства.
С таким заявлением выступили ряд экспертов ООН, в том числе Специальный докладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на обеспечение прав человека Алена Духан, Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях Моррис Тидбол-Бинз, а также Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках Нильс Мельцер.
В настоящее время односторонними санкциями затронуты около 20 процентов всех государств-членов ООН. Многие из них охвачены конфликтами и разрухой. Специальный докладчик ООН Алена Духан неоднократно заявляла, что в условиях пандемии санкционные ограничения фактически убивают людей. Государства под санкциями в той или иной мере сталкиваются с дефицитом воды, мыла, масок, продовольствия, важных медикаментов и медицинского оборудования, а также с нехваткой топлива, необходимого для доставки жизненно важных товаров и нормального функционирования больниц.
Спецдокладчиков, напомним, назначает Совет ООН по правам человека, но они не являются сотрудниками ООН и не получают за свою работу зарплату Организации.
♦