Как Конституционный суд объяснил обнуление сроков Путина и Бога в светском государстве

Конституционный суд России одобрил содержание всех поправок в Конституцию, включая обнуление срока президентских полномочий Владимира Путина и предусмотренную для их вступления в силу процедуру общероссийского голосования.

Как КС рассматривал поправки в Конституцию

Заключение Конституционного суда принято в закрытом режиме, направлено президенту и опубликовано на официальном сайте. На рассмотрение дела формально ушло около двух суток с момента поступления запроса президента в субботу 14 марта. В воскресенье возле суда протестовали противники реформы. В рассмотрении дела, проходившем, по данным Би-би-си, в субботу и в понедельник, участвовали 14 судей КС, за исключением судьи Константина Арановского. Журналисты в суд к моменту вынесения решения для получения комментариев допущены не были (в отличие от 2014 года, когда КС выносил одобрение присоединению Крыма к России).

Несмотря на то, что КС было отведено на рассмотрение объемного пакета поправок семь дней, судьи, согласно заключению, решили не прибегать «к процедурам предварительного изучения обращения, назначения судьи-докладчика, проведения слушания по делу и провозглашения решения». Такую упрощенную процедуру вынесения судьбоносного решения КС определил самостоятельно: она не была урегулирована ни поправками в Конституцию, ни законом о КС. «Дача настоящего заключения», по мнению судей, вовсе не была обусловлена «наличием неопределенности» в вопросе о конституционности поправок.

В решении КС приводится оценка не всех поправок — выбор тех, которые потребовали «более развернутого одобрения», КС осуществил «на основе мониторинга дискуссии в средствах массовой информации и в сети интернет, а также с учетом общественной значимости».

Обнуление сроков

КС признал допустимым обнуление сроков президентских полномочий, фактически отменив свою прежнюю позицию по этому вопросу, которая в 1998 году запрещала баллотироваться на третий срок Борису Ельцину. КС указал, что теперь поправка к Конституции, разрешающая Владимиру Путину баллотироваться в 2024 году в президенты, содержит для этого «специальную оговорку», которая при принятии Конституции 1993 года отсутствовала.

88510fa0c267442f660367172c6513eb В воскресенье у здания Конституционного суда в Петербурге протестовали противники реформы

Открывая возможность Путину занимать президентское кресло в пятый и шестой раз, КС заявил, что не считает это «нарушением запрета присвоения власти в РФ» — поскольку «лицо избирается, пусть неоднократно и подряд», но на основе «всеобщего равного и прямого избирательного права».

Общероссийское голосование и взаимосвязанность поправок

Согласованность требования закона 1998 года, который предписывает, что закон о поправке в Конституцию должен охватывать «взаимосвязанные изменения конституционного текста», КС оценивать не стал.

Что же касается общероссийского голосования, то хотя оно и не предусмотрено закрепленным в Конституции порядком принятия поправок в Основной закон, но законодатель был вправе дополнительно ввести эту процедуру «в целях конституционной легитимации своего решения», считает высший суд. По мнению КС, это «не может считаться отказом Федерального собрания и законодателей субъектов РФ от принадлежащего им правомочия и […] конституционной обязанности», поскольку «отвечает принципу народовластия» и является «конституционно оправданным».

О неисполнении решений международных судов

Не возражает КС и против расширения своих полномочий для отказа России исполнять решения любых международных и иностранных судов, в том числе международного арбитража, причем на основании верховенства не Конституции, а некоего не определенного в Основном законе «публичного порядка». Эта поправка была внесена специально для того, чтобы не выплачивать 50 млрд евро экс-акционерам ЮКОСа по решению Гаагского арбитража.

Предлагая поправку Владимиру Путину на заседании рабочей группы в феврале этого года, сенатор Константин Косачев прямо заявил, что она направлена против «неправовых решений зарубежных судов», в первую очередь, по делу ЮКОСа в качестве «защиты российских национальных интересов от такого рода беззастенчивых политических посягательств».

«Полностью согласен», — заявил на это Путин, подчеркнув, что вводимая в Конституцию норма связана «с защитой нашего суверенитета и пресечением попыток вмешательства в наши внутренние дела». КС в своем заключении попытался смягчить ситуацию, заявив, что данный механизм предназначен «не для утверждения отказа от исполнения международных договоров и основанных на них решений межгосударственных юрисдикционных органов, а для выработки конституционно приемлемого способа исполнения таких решений».

О судебной системе

Подержал высший российский суд и ограничение возможности обращения туда граждан до «исчерпания других средств судебной защиты». КС подтвердил, что речь идет о прохождении всех инстанций (в апелляционном и кассационном порядке) рассмотрения споров в других судах. Это существенно ограничивает доступ граждан к КС, поскольку обжалование решений во всех инстанциях требует зачастую бесполезной затраты времени и средств.

Сейчас КС может рассматривать жалобы, как только решение суда, применившего неконституционную, по мнению заявителя, норму, вступит в силу. Норма об «исчерпанности» фактически заимствована из правил Европейского суда по правам человека, однако ЕСПЧ в аналогичных случаях опирается не на количество инстанций, а на их эффективность и сам определяет стадию исчерпанности средств защиты: например, жалобы по уголовным делам в Страсбурге обычно рассматривают после апелляции, а по гражданским и арбитражным — после кассации.

Как выяснилось, не возражают судьи Конституционного суда и против постепенного сокращения своего состава (в связи с возрастным цензом) до 11 человек. Это означает, что обновление состава КС надолго блокируется. КС даже заявил, что такое сокращение «согласуется с принципами независимости и несменяемости судей».

При этом КС вообще не упомянул принципы независимости судебной власти, оценивая впервые вводимое право президента и Совета Федерации отправлять в отставку судей Верховного и Конституционного судов за совершение порочащих судью проступков. КС лишь весьма туманно признал, что это «не может рассматриваться как несовместимое» со статьей 10 Конституции, касающейся самостоятельности ветвей власти, и «с конституционной природой судебной власти в демократическом правовом государстве». КС при этом рассчитывает, что «немотивированного и ничем не обоснованного прекращения полномочий судей» не будет.

При этом именно обеспечение прав и свобод «независимым правосудием, включая деятельность Конституционного суда», наряду с «развитым парламентаризмом, реальной многопартийностью» и другими гарантиями должно, по версии КС, сопровождать одобренную возможность обнуления президентских сроков Путина.

Об исторической правде

Ряд поправок — от норм об «исторической правде» до определения детей как «важнейшего приоритета государственной политики», по мнению, КС носят «неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер» и не могут расцениваться, толковаться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию, изменяющие принципы плюралистической демократии и светского характера».

При этом КС, в отличие от отсутствовавшего при рассмотрении этого дела судьи Арановского, запретил ставить под сомнение статус России как правопреемника СССР. Судья Арановский в особом мнении призывал КС сохранить возможность отказа от правопреемства СССР как незаконного и репрессивного государства хотя бы в будущем и не блокировать заранее такие решения, чтобы «в будущем что-то их осложняло и мешало на них настаивать». В ответ на это законодателями и президентом, а теперь и КС, такая возможность окончательно заблокирована.

О вере в Бога

Аналогичную конструкцию КС применил и для оценки включения в Конституцию указания на веру в Бога: КС счел, что это «не означает отказа от светского характера Российского государства, […]поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации». Каким образом будут одновременно применяться положения Конституции о том, что Россия является светским государством, и правовое регулирование, основанное на вере в Бога, судьи не уточняют.

О русском языке

Одобрил КС и положение о русском языке как «языке государствообразующего народа» (до сих пор в России действовал закон о «государственном языке», применение которого, как говорилось на Совете по русскому языку при президенте осенью 2019 года, было связано с многочисленными проблемами). КС согласился с «объективным признанием роли русского народа в образовании российской государственности, продолжателем которой является Российская Федерация», посчитав, что это «не умаляет достоинства других народов».

О семье и браке

Защита «института брака как союза мужчины и женщины», по мнению КС, «не может считаться несовместимой» с основными главами Конституции, при этом соответствующая поправка, как и ряд других, должны пониматься «в строгом соответствии с предписаниями этих статей и не могут применяться в противоречии с ними».

Запрет однополых браков КС обосновал максимально подробно. В документе цитируются его решения о том, что «ни из Конституции, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств» не вытекает обязанность государства по созданию условий «для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола». При этом положение о браке как союзе мужчины и женщины не «снимает с государства конституционные обязанности» не допускать произвольного вторжения в сферу частной жизни и дискриминации меньшинств.

Вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения», должны решаться «на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества», решил КС.