Какими будут отношения Израиля с арабским миром после соглашения с ОАЭ?

В городе Нетания вдоль дороги были вывешены флаги Израиля и ОАЭ

«Историческое событие», «Прорыв», «Поворотный момент», «Предательство»: как только не называли внезапное заявление президента США Дональда Трампа о полной нормализации отношений Объединенных Арабских Эмиратов с Израилем.

В 1979 году Израиль заключил мирный договор с Египтом, а в 1994 году — с Иорданией, поэтому ОАЭ стала третьей арабской страной, с которой было заключено соглашение о нормализации отношений, и первой среди шести государств Персидского залива. Как полагают эксперты, аналогично поступят Оман, Бахрейн и, вероятно, Марокко.

ОАЭ и Израиль негласно контактировали уже достаточно давно, но все подробности и срок, когда будут нормализованы отношения, оставались в секрете до последней минуты.

Каких-либо консультаций между министерством иностранных дел ОАЭ в Абу-Даби и другими арабскими странами не проводилось. Решение страны удивило всех, но особенно палестинцев, которые назвали его «ударом в спину», поскольку они надеются создать собственное государство или прекратить израильскую оккупацию своих земель.

«Для палестинцев в этом нет абсолютно ничего положительного», — рассказал в интервью Би-би-си Эмиль Хокайем из Международного института стратегических исследований.

Подписывая соглашение, наследный принц Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян — фактический правитель ОАЭ — рискует, но у него есть все шансы выйти победителем.

Риск заключается в том, что лидеры ОАЭ могут лишиться популярности в арабском мире, где в соцсетях договор с Израилем называют предательством. Если бы израильский премьер Биньямин Нетаньяху не отказался от планов по аннексии части Западного берега, то ОАЭ бы предстали в крайне невыгодном свете и, вероятно, в итоге не стали бы подписывать соглашение.

Но в этом случае был бы недоволен Белый дом, и вряд ли кто-то вышел бы на улицы стран Персидского залива с протестами из-за негативного к ним отношения.

«В краткосрочной перспективе ОАЭ вряд ли столкнется с трудностями. Соглашение не скажется на стабильности режима ОАЭ. Оно является отражением меняющейся геополитики региона и выставляет страну в очень благоприятном свете для Вашингтона, который был недоволен ее участием в войне в Йемене», — сказал Хокайем.

В чем же выгода в подписании соглашения для относительно юного арабского государства, находившегося под протекторатом Британии и получившего независимость лишь в 1971 году?

Если кратко, то выгоды две — стратегическое преимущество и технологии.

ОАЭ, а также Бахрейн и Саудовская Аравия опасаются и, даже можно сказать, боятся Ирана — своего огромного, хорошо вооруженного соседа.

2a8da0d1d2612da46816b725ebc7ab08 Палестинцы резко осудили решение ОАЭ нормализовать отношения с Израилем

Лидеры стран Персидского залива смотрят на карту региона и понимают, что, несмотря на жесткие санкции, после падения режима Саддама Хуссейна в Ираке стратегическое влияние Ирана уверенно распространяется по всему Ближнему Востоку.

Если раньше Иран был ограничен своей географической территорией, то теперь преданные ему боевики действуют в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливан и Йемен. Израиль разделяет эти опасения — особенно в вопросе секретной ядерной программы Ирана.

Также существует такие понятия как «исламизм» или «политический ислам» — транснациональная концепция, которую взяла на вооружение организация «Братья-мусульмане» (запрещена в России), и которую правители стран Персидского залива рассматривают как угрозу для своих династических монархий.

Вряд ли кто-то ненавидит «Братьев-мусульман» больше, чем наследный принц ОАЭ. Поэтому ОАЭ поддерживают движения, конфликтующие с «Братьями-мусульманами» (например, в Ливии), и все чаще интересы страны сталкиваются с интересами властей Турции.

По сути, в результате образовалось неофициальное партнерство консервативных государств Ближнего Востока, — некий клуб, в который Израиль благодаря своей мощной разведке допускается в качестве наблюдателя.

d7c35539bb3d6d0c36173a3acfd56e95 Переговоры между Израилем и ОАЭ о нормализации отношений происходили при посредничестве Дональда Трампа

Также не нужно забывать о технологиях (биотехнологии, здравоохранение, военные технологии и наблюдение в киберпространстве). В этом у ОАЭ уже поставлена галочка — несколько лет назад власти приобрели шпионскую программу израильского производства для слежки за своими гражданами.

ОАЭ — государство зажиточное. Есть огромные запасы нефти, а ВВП на душу населения составляет около 40 тыс. долларов. Также есть далеко идущие амбиции — недавно ОАЭ стали первой арабской страной, отправившей космическую миссию на Марс.

Благодаря передовым изобретениям Израиль далеко обогнал своих соседей по Ближнему Востоку в вопросе современных технологий. Если союз двух стран окажется успешным, ОАЭ может выйти на новый уровень благополучия и международного престижа, обеспечив при этом своим гражданам рабочие места.

Попытки Израиля наладить отношения с арабскими соседями начались уже некоторое время назад. В 1995 году, незадолго до гибели от рук еврейского радикала, тогдашний премьер страны Ицхак Рабин отправил министра иностранных дел Шимона Переса с официальным визитом в Оман и Катар.

После этого в столицах обеих странах открылись небольшие торговые представительства. Однажды я позвонил в один из офисов в Мускате с просьбой о комментарии, и человек на другом конце ответил на иврите «Шалом», после чего быстро перешел на арабский: «Ас-саляму алейкум».

После прихода к власти Нетаньяху, вторжения Израиля в Ливан и второй палестинской интифады торговля постепенно сошла на нет. Но в последнее время тихая дипломатия между Израилем и странами Персидского залива активизировалась из-за опасений, связанных с экспансионизмом Ирана.

За ОАЭ могут последовать Бахрейн, Оман и Катар, если подписание соглашения пройдет гладко.

8f4cf4175f1bda34b7af6478617d338c У Омана и Израиля нет официальных отношений, но представители властей контактируют друг с другом

Вряд ли стоит в ближайшее время ждать чего-то подобного от Саудовской Аравии. Хотя нужно отметить, что в 2002 году именно саудовцы выступили с мирной инициативой, выдвинутой наследным принцем Абдалой, и одобренной на саммите Лиги арабских государств в Бейруте. Согласно плану, арабские страны были готовы признать Израиль, если он покинет оккупированные в 1967 году территории.

На некоторое время тогдашний премьер Ариэль Шарон оказался в непростой ситуации, но спустя несколько дней группировка ХАМАС осуществила теракт, и переговоры были прекращены. Сегодня ситуация на Ближнем Востоке изменилась коренным образом, и то, что тогда казалось невозможным, сейчас стало реальностью.

«Догадайтесь, что чаще всего искали в интернете жители ОАЭ после того, как было объявлено о подписании соглашения? — сказал представитель властей страны. — «Гостиницы в Израиле». Многим не терпится туда съездить».