- Ольга Ившина
- BBC
Автор фото Getty Images
После взятия Кабула «Талибан» вновь заявил, что управлять Афганистаном на основе «норм ислама», но это понятие слишком широко в разные годы трактовали даже сами талибы. BBC рассказывает о деобандизм — религиозное течение, которая появилась в Индии, а позже стала основой мировоззрения «Талибана».
Движение «Талибан» основал мулла Мохаммед Омар в 1994 году вместе с небольшой группой студентов медресе. Омар и его последователи были возмущены хаосом гражданской войны, которая началась после вывода советских войск из Афганистана в 1989 году, и поведением некоторых полевых командиров, которые, скорее, сами совершали преступления, чем помогали навести порядок.
По легенде , моджахеды одной из группировок весной 1994 похитили двух девушек подросткового возраста из села Санг-Хесар и неоднократно насиловали их на блок-посту. Ветеран войны с СССР Мохаммед Омар, который жил неподалеку, узнал об этом и решил спасти девочек. Он пошел в медресе, в котором преподавал, собрал 30 своих учеников (на языке пушту «студент» — это «талиб») и пошел освобождать девочек.
Командира блок-поста повесили на дуле танка, а мулла Омар начал развивать движение талибов.
- Талибан и талибы: кто они такие
- что такое законы шариата
Он утверждал, что страдания афганцев, засилье банд, коррумпированных чиновников и беспорядки можно прекратить, если установить во всей стране верховенство исламского закона — шариата.
Моджахеды были исламистами, которые сначала боролись с секуляризмом (то есть с разделением религии и светских норм), а затем с коммунизмом в Афганистане. Они склонялись к современной политической интерпретации ислама. В идеологическом плане они были близки к движению «Братьев мусульман», популярном тогда в Египте.
«Талибан» — ультратрадиционалисты. Главное для них: совершенно придерживаться религиозных норм. Они относят себя к деобандизму — одной из самых жестких течений внутри ислама. Это учение возникло в 1867 году в одном из медресе индийского города Деобанд. Его последователи сопротивлялись колонизации Индии британскими войсками.
«Чистая традиция»
Автор фото , Getty Images
Деобандисты считали, что традиционный ислам в его тогдашней форме сделал слишком много уступок внешнему миру, и поэтому его необходимо очистить от этих чуждых элементов.
в частности, они выступали против празднования дня рождения исламского пророка Мухаммеда и практики обращения к нему в молитвах за помощью. Они также отвергали популярные тогда в Индии суфийские традиции: проведение торжеств в дни смерти выдающихся суфиев и паломничество к их храмов, громкий зикр (многократное повторение одной и той же молитвы под ритмичные покачивания или хождение по кругу) и другие суфийские практики.
«Чтобы жить по чистой исламской традиции, они придерживались таклида (приверженность старым интерпретациям Корана) и отвергли богословов, интерпретировали положения ислама с учетом изменений, произошедших в мире со временем», — так описывали деобандизм в докладе Института иностранных языков центра подготовки Армии США.
Преподаватели медресе в Деобанд крайне отрицательно относилась к распространению культурного и политического влияния Британии в Индии, в частности, к попыткам британских миссионеров обратить местных жителей в христианство. Одновременно с этим мусульмане Деобанд противостояли «загрязняющих», как они считали, влияния на ислам индуизма и местных суеверий. Семинария избегала всего индуистского, западного или британского и знакомила студентов только с духовными и философскими традициями ислама — в большом объеме.
Деобандисты четко разделяют знания на основе божественных откровений и светское образование. В медресе отвергали образование по западным (в то время британским стандартам) и изучение любых предметов, не имеющих прямого отношения к Корану и Сунне.
В деобандистив своеобразная логика. Например, то, что женщина не полностью закрыла свое тело и лицо на публике, само по себе не является нарушением. Но такой поступок может спровоцировать мужчин на запрещено насилие, и именно поэтому деобандисты (и, в частности, «Талибан») предписывают женщинам передвигаться, полностью невидимыми внешнему миру.
Деобандисты считают, что, например, врач-мужчина или портной могут предаваться сексуальным фантазиям во время осмотра и лечения пациента-женщины или во время примерки ей одежды — поэтому позволяют женщинам посещать специалистов только своего пола.
Как деобандизм попал в Афганистан
В 1947 году соседний с