Компания Valve существует уже более 20 лет, и за эти годы она успела вырасти из обычного разработчика игр в гиганта — оператора крупнейшей торговой площадки, разработчика игрового железа и даже запустила собственную продюсерскую службу.
Многих интересовало, как именно устроена эта огромная по своим масштабам корпорация. О том, что ответил ее глава Гейб Ньюэлл, рассказывает портал Gmbox.ru.
«У нас в Valve нет процесса формирования бюджета. Нет никакой группы людей, которая бы собиралась и говорила, что вот именно эту сумму денег мы собираемся потратить на этот тайтл, а вот сколько людей мы выделим на этот проект» — заявил руководитель Valve. «Эта экономическая стратегия основывается на бюджете. А наша основана на человеческом времени. Это наш дефицитный товар».
Судя по словам Гейба Ньюэлла, количество денег у Valve настолько непропорционально больше количества их сотрудников, что основным ограничивающим фактором для компании является количество свободного времени у этих сотрудников, а не бюджет, который может выделить руководство.
«Дефицитным товаром тут являются не деньги, а количество часов в одном дне» — продолжает Ньюэлл.
«От каждого сотрудника в нашей компании мы ожидаем, что он самостоятельно выберет самую важную вещь, с которой он может помочь нашим клиентам. Так что все люди, которых вы сегодня видели [сотрудники, которые работают в технической поддержке Steam, в VR-проектах, над разработкой CS:GO, Team Fortress 2 и Dota 2] работают над своими проектами не потому, что кто-то попросил их это делать, а потому, что они считают, что наибольший вклад в работу нашей компании они смогут сделать именно там, где они сейчас находятся. Люди у нас постоянно переходят с места на место».
Ньюэлл и его коллега Эрик Джонсон попытались объяснить, что именно таким образом и началась работа над ныне супер-популярной MOBA Dota 2. Вначале все относились к этому проекту, как к белой вороне. «Отдавать игру просто так, бесплатно… Контент, который создают сами пользователи… Всё это казалось идиотской затеей» — вспоминает глава Valve. Все относились к этому проекту с изрядным скептицизмом и не хотели над ним работать.
«Но потом Адриан Финол, через неделю после того, как он начал работать над Dota 2, наладил в игре обзор камеры сверху. И внезапно подтянулись другие инженеры, и сказали: о, я тут вижу одну интересную проблему, с которой я мог бы вам помочь. И к проекту начало подключаться всё больше и больше людей, потому что они начали понимать, что им будет это интересно».
«И мне кажется, что тот факт, что вы постоянно самостоятельно выбираете, как использовать ваше рабочее время, позволяет людям относиться к своей работе с большей страстью. Потому что они всегда будут работать над тем, что им лично кажется важным. Никто не работает над очередным никому не нужным сиквелом. “О, смотрите, уже осень, а значит пришло время подготовить очередную часть нашей игры… 17-ю её версию…”»
Данная стратегия управления компанией кажется весьма интригующей, однако из объяснения Ньюэлла становится ясно, что она подойдёт отнюдь не каждой фирме. Босс Valve соглашается с этим доводом — он упоминает, что зачастую ему с трудом удаётся убедить людей из других компаний, в том, что он не врёт об устройстве Valve.
«Я разговариваю с людьми из других компаний, а они просто…» — Ньюэлл размахивает своими руками, пытаясь показать уровень непонимания, творящийся в умах его собеседников в этот момент. «Я говорю с каким-нибудь генеральным директором, и объясняю ему, что у нас нет процесса формирования бюджета. А он мне: “Да ты врёшь! Ни одна современная компания не сможет так работать. Либо так, либо вы просто абсолютно непрофессионально подходите к этому процессу, и вскоре ваша компания обвалится”. А мы им: “Да нет, вообще-то эта вполне рабочая система”»
«Отчасти эта стратегия работает потому» — объясняет Ньюэлл — «что у Valve децентрализованная структура управления. Нет четких должностей или званий, а потому сотрудники компании отчитываются не перед кем-то определённым, а перед всеми своими коллегами одновременно. Это означает, что у Valve нет четкого процесса учета ни для финансирования, ни для проделанной работы».
«И одна из вещей, о которой вы совершенно не заботитесь – это то, какую информацию вам нужно донести до меня. Понимаете? Если мне нужен какой-то отчет или информация, я иду и самостоятельно её нахожу» — объясняет Ньюэлл. «И так для всех наших сотрудников. Если Эрику Джонсону нужна какая-то информация для успешного выполнения его работы, то он встаёт и находит её. И нет никаких ежемесячных отчетов. Никто не скажет: “Мне нужно донести до Гейба информацию о том, как обстоят дела с проектом Икс”. На самом деле, им нужно донести эту информацию о проекте Икс до наших клиентов, а не до меня. Ведь это гораздо важнее».
Источник: vestifinance.ru