Ковид и выборы в Германии: первая проверка настроений избирателей

Пандемия коронавируса радикально изменила привычный образ жизни немцев. Вечером 14 марта станет ясно, оказался ли невидимый вирус способным существенно изменить и расстановку политических сил в Германии. В двух федеральных землях — Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце в воскресенье проходят выборы в ландтаги, а в Гессене — еще и коммунальные.

Они открывают целую серию запланированных на 2021 год избирательных кампаний, кульминацией которой станут мега-выборы 26 сентября. В этот день состоятся выборы в бундестаг и одновременно еще выборы в ландтаги трех субъектов германской федерации — Берлине, Тюрингии и Мекленбурге — Передней Померании.

Значение земельных выборов в Германии

Выборы в федеральных землях Германии важны по двум причинам. Во-первых, при всей значимости сугубо региональных предвыборных тем они служат и индикатором популярности федерального правительства, в том числе его председателя, то есть в данном случае канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel).

b84c05f96c044d27a0dc83aa4bea46cf

«Вы меня знаете». Винфрид Кречман агитирует за себя так же, как это делала в свое время Ангела Меркель

Итоги выборов в это воскресенье станут особенно показательными, учитывая тот факт, что предвыборная тема сейчас, что в землях, что на общефедеральном уровне, только одна — коронавирус. Посты же премьер-министров в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце занимают представители партий, соперничающих с консерваторами из Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель. В первом случае это Винфрид Кречман (Winfried Kretschmann) из партии Союз-90/»зеленые», во втором — Малу Драйер (Malu Dreyer) из Социал-демократической партии Германии (СДПГ).

А еще одна причина важности земельных выборов в Германии заключается в том, что от их итогов напрямую зависит состав бундесрата — палаты, в которой заседают представители земельных властей. Все начинания и законопроекты центрального правительства, так или иначе затрагивающие интересы земель, предполагают для их реализации согласие бундесрата.

Если расстановка сил в нем примерно такая же, как и в бундестаге, то проблем как правило не возникает. А если принципиально иная, то бундесрат становится грозным орудием в руках оппозиции, которая с его помощью может торпедировать или по крайней мере серьезно тормозить работу правящей коалиции.

Коронавирус и предвыборная агитация

Отличие же этих избирательных кампаний от всех предыдущих состоит в том, что их участникам пришлось пересмотреть традиционные для Германии формы предвыборной агитации.

Все немецкие политики в этом отношении консервативны, действуют по старинке: стоят на улице под зонтом в цветах своей партии, заговаривают с прохожими, раздают им листовки и партийные сувениры, ходят по домам, устраивают митинги и собрания избирателей, на которых выступают и сами, и приглашенные из Берлина партийные лидеры.

7c0ffe0c9d5b6f43eecc42e111b76727

Из-за обусловленных коронавирусом социальных ограничений предвыборная агитация ведется преимущественно в интернете

Пандемия коронавируса и обусловленные ею ограничения на социальные контакты вынудили искать новые формы предвыборной агитации. «Партиям пришлось делать больше ставок на плакаты, публикации в СМИ и социальные сети», — указывает Франк Бреттшнайдер (Frank Brettschneider) из университета в Штутгарте. По его оценке, это дает преимущества большим партиям, имеющим деньги и известных деятелей. Малым партиям, считает он, «трудно компенсировать такие преимущества повышенной активностью добровольцев».

В самом деле. Не у всех в Рейнланд-Пфальце есть возможность по несколько раз в неделю обращаться к телезрителям из своей «гостиной», а в действительности — из хорошо оборудованной партийной телестудии, как это делает Малу Драйер. «Выгодное положение у того, кто в кризисное время сидит в правительстве», — говорит Бреттшнайдер. Ведь участившиеся из-за коронавируса правительственные пресс-конференции, поясняет он, представляют собой одновременно и хорошую предвыборную арену для популяризации своей политики.

Главный соперник Малу Драйер консерватор из ХДС Кристиан Бальдауф (Christian Baldauf) завел на своем сайте в интернете аватар-бота, с помощью которого можно получить ответы на интересующие избирателя вопросы, пожертвовать деньги на предвыборную кампанию или договориться о личной телефонной беседе с кандидатом конкретного избирательного округа.

Консерваторы и их «козырная дама» Ангела Меркель

Предвыборные опросы не сулят сюрпризов ни в Баден-Вюртемберге, ни в Рейнланд-Пфальце, в которых проживает примерно шестая часть немецких избирателей — 11 из 62 миллионов.

81e224071889368255a6f6f313e95e58

Премьер-министр Рейнланд-Пфальца Малу Драйер

В обеих федеральных землях у власти, скорее всего, останутся правительственные коалиции в прежних составах. В первом случае — «зеленый» Кречман с консервативным ХДС в качестве младшего партнера. Во втором — Драйер из СДПГ во главе тройственного союза с «зелеными» и либеральной Свободной демократической партией (СвДП).

Обе эти коалиции в своем роде экзотика: нигде, кроме Баден-Вюртемберга, нет представителя партии экологов во главе земельного правительства, и нигде, кроме как в Рейнланд-Пфальце, не уживаются под социал-демократической крышей либералы с «зелеными».

Для немецких консерваторов общефедерального уровня, и без того отягощенных масочной аферой, такой исход выборов будет означать серьезное поражение. Ведь на выборах в сентябре у них уже не будет «козырной дамы», во многом благодаря которой они получали возможность четыре раза подряд формировать центральное правительство. На пятый срок Ангела Меркель не пойдет. И кто бы ни стал кандидатом от блока консервативных партий ХДС/ХСС в председатели будущего правительства, «канцлерского бонуса» у него уже не будет, что повышает шансы политических соперников.

Есть ли шанс у «зеленых» войти в правительство ФРГ

И в этом отношении особенно примечателен опыт Винфрида Кречмана, который уже 10 лет правит экономически процветающим Баден-Вюртембергом — сначала на пару с социал-демократами, потом — с консерваторами, доказывая изо дня в день, что «зеленый» политик вполне способен быть успешным хозяйственником.

По опросам, его работой на посту премьер-министра довольны 67 процентов жителей этой федеральной земли. А отвечая на вопрос, кого бы они хотели видеть на посту премьера после выборов 14 марта, 70 процентов назвали Кречмана, в том числе даже 59 процентов сторонников консерваторов, чей кандидат пользуется симпатиями только 11 процентов местных избирателей.

На общефедеральном уровне рейтинг «зеленых» политиков не столь высок. Тем не менее в регулярных социологических опросах партия «Союз-90″/»зеленые» уверенно удерживает второе место по популярности, и таким образом она легко могла бы после выборов в бундестаг в сентябре заменить социал-демократов в качестве партнера консервативного блока ХДС/ХСС по правительственной коалиции.


Источник