Несмотря на перегрев экономики, РФ сможет финансировать войну еще несколько лет благодаря значительным доходам от продажи нефти и неудачным западным санкциям, пишет Washington Postсо ссылкой на опрошенных экономистов.
Значительные военные расходы, в частности высокие выплаты солдатам, способствовали экономическому росту, а также повышению заработной платы. Это произошло потому, что российские компании, чтобы привлечь работников, вынуждены платить зарплаты, конкурирующие с зарплатами военных.
По данным американского издания, в Сибири не хватает мужчин, чтобы управлять автобусами, на российских фермах доярки получают такие же зарплаты, как IT-специалисты, а гостиницам трудно нанять официантов, уборщиц и поваров. Рабочие ресурсы и производственные мощности экономики «почти исчерпаны», пишет WP, ссылаясь на слова главы центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной.
Стремясь замедлить инфляцию и предотвратить экономический перегрев, российский ЦБ поднял ключевую ставку до рекордного 21%, но, по данным газеты, среди российских олигархов раздаются опасения, что некоторым предприятиям может грозить банкротство.
Это может быть признаком недовольства военной экономикой Путина среди российской элиты, подчеркивает WP.
Со всем тем, по мнению экономистов, на которых ссылается издание, Россия может позволить себе финансировать войну против Украины еще несколько лет.
Внедренное странами «Большой семерки» ограничение цен на нефть не смогло сократить нефтяные доходы РФ, констатирует WP.
Российская экономика, хоть и оказалась под угрозой перегрева, но не упала из-за санкций, введенных Западом после полномасштабного вторжения РФ в Украину в 2022 году.
Ресурсы для войны
Планы президента РФ Владимира Путина продолжать воевать были прописаны в недавнем российском бюджете, отмечает WP.
Военные расходы должны достичь 142 млрд долларов в 2025 году, что составляет 40% бюджетных расходов или более 8% ВВП, и останутся высокими в 2026 и 2027 годах, что свидетельствует о его решимости воевать дальше, говорится в материале.
По мнению аналитиков, Путин неизбежно сократит социальные расходы на образование, здравоохранение и гражданскую инфраструктуру, но он не заплатит за это никакой политической цены, построив закрытую, репрессивную автократию, где основные оппозиционные политики сидят в тюрьмах, подвергаются преследованиям или не имеют права баллотироваться на выборах, отмечает WP.
«Путин, похоже, очень уверен, что он может продолжать дальше, возможно, один, два или три года. Пока что ситуация выглядит достаточно стабильной», — объясняет Владислав Иноземцев, проживающий в США российский экономист и являющийся соучредителем и старшим научным сотрудником Центра анализа и стратегий в Европе. «Россия может поддерживать эту войну столько, сколько Украина и, вероятно, Запад не смогут себе позволить. Вот в чем проблема», — добавляет эксперт.
По его мнению, хотя российский ВПК не может производить современное вооружение, однако имеет возможности для массового производства примитивных снарядов и ракет. И может это делать в значительных масштабах.
Автор фото, Getty Images
С этим, однако, не соглашается Александра Прокопенко с фонда Карнеги за международный мир. По ее мнению, Россия не может и дальше наращивать военное производство из-за нехватки рабочей силы и западных санкций. Хоть продолжение торговли с такими странами, как Китай, помогает российской экономике, санкции значительно ограничили способность Кремля модернизировать свою армию, ограничивая доступ к основным компонентам и создавая узкие места в цепях поставок и финансовых операциях», — указала она, добавив, что далее эта ситуация для России будет только ухудшаться.
Провал санкций
По мнению Робина Брукса, старшего научного сотрудника Института Брукингса, способность России воевать годами связана с рядом провалов западных санкций из-за кулуарного лоббирования в Европе и нехватки политической воли.
Он напоминает, что вскоре. после вторжения Германия и несколько других крупных европейских стран, включая Италию, Испанию, Чехию, Польшу и Австрию, начали доставлять большие объемы товаров, явно предназначенных для России, через Турцию и соседей России, включая Казахстан, Кыргызстан, Грузию и Армению.
А если крупные европейские государства поставляют роскошные автомобили и другие товары через соседей России, у других стран нет стимулов ограничивать торговлю микрочипами или товарами двойного назначения с Россией, указывает Брукс и добавляет, что в итоге в России санкций так и не почувствовали.