У курдов Сирии женщины имеют равные права с мужчинами и на войне, и во власти
Курдские отряды сыграли ключевую роль в победе над «Исламским государством» (организация запрещена в России), но сейчас на севере Сирии они под угрозой после ухода американцев и вторжения Турции.
В охваченной войной Сирии они пытаются строить автономию на принципах децентрализации власти и под влиянием идеологии, в которой смешались феминизм, экология и социальная справедливость.
Би-би-си рассказывает о курдах Сирии — авангарде тридцатимилионной нации, разделенной между главными державами Ближнего Востока.
Кто такие курды?
Курдские мужчины в иракском городе Сулеймания
Курды — индоевропейский этнос, их историческая родина — горные области нынешних Ирака, Ирана, Сирии и Турции, которые известны под собирательным названием Курдистан.
Всего в регионе живет около 30 млн курдов, это четвертая по численности народность Ближнего Востока, а также самый большой народ региона, не имеющий собственного государства.
Во что они верят и за что борются?
Большинство курдов — мусульмане суннитского толка, хотя в их среде распространены и другие конфессии.
В том числе езидская — синкретическая вера, совмещающая в себе элементы многих религий.
Ее последователей веками преследовали как «дьяволопоклонников» — в том числе и курды-мусульмане.
Почему у курдов нет государства?
В начале XX века европейские державы рассматривали создание независимого Курдистана на территории бывшей Османской империи. Однако эти идеи были оставлены.
Курдский флаг на митинге у посольства США в Тель-Авиве
Сейчас курды борются не за единое государство, а за автономию и права в рамках существующих. И в Сирии, и в Турции курды хотят получить статус самоуправляемого региона, схожий с тем, что имеют их соотечественники в Ираке, где по новой конституции была создана автономная область с широкими правами самоуправления.
Больше всего курдов живет в Турции, где они составляют, по разным оценкам, от 15% до 23% населения. Эта цифра растет — помимо быстрого демографического роста, все больше граждан страны курдского происхождения начинают идентифицировать себя именно как курды.
Турция говорит, что они террористы. Так ли это?
«Курдский вопрос» — одна из главных проблем Турции на протяжении XX века. Турецкие власти долго отрицали существование такой нации, называя ее представителей «горными турками».
Ключевую роль в курдской борьбе за права и автономию сыграли Абдулла Оджалан и созданная им в конце 1970-х Рабочая партия Курдистана (РПК) — политическая и боевая организация.
Оджалан начинал как марксист-ленинист, однако с годами пришел к идеям анархизма и либертарного социализма, в том числе — к популярным у антиглобалистов сочинениям американского философа Мюррея Букчина. Все это изменило состав курдских элит в Турции и Сирии: они имеют широкую поддержку низших слоев общества.
Учения Рабочей партии Курдистана в Ираке, 2007 год
Рабочая партия Курдистана признана террористической организацией в Турции, США и ряде европейских стран. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган утверждает, что курдские отряды в Сирии находятся под контролем РПК и, следовательно, являются террористами.
Однако эксперты считают, что курды Сирии не подчиняются руководству РПК, по меньшей мере напрямую.
«Ситуация в Сирии крайне сложная, ей невозможно управлять из убежищ в горах Кандиль на севере Ирака, где базируется руководство РПК», — рассказывает Гюней Йылдыз, научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне.
Курдские партии и отряды связаны как горизонтальное движение идеологически близких организаций, а не бюрократическая структура, рассказывает Ектан Тюркйылмаз, культурный антрополог и научный сотрудник Форума трансрегиональных исследований в Берлине.
«Нет никакого центрального комитета — это был бы оксюморон, потому что сеть построена на принципе децентрализации власти», — говорит Тюркйылмаз.
За что воюют курды в Сирии?
На северо-востоке Сирии живет от 1,5 до 2 млн курдов. Но их права последовательно отрицались Дамаском, потому что правящая в Сирии партия БААС придерживается идеологии арабского национализма.
Сирийский режим даже ограничивал празднование Новруза, распространенного у многих народов региона.
С начала гражданской войны, однако, отношения между курдами и Дамаском стали выправляться. Курды не поддержали восстание против Асада, а сирийская армия в ответ не пыталась захватить территории на северо-востоке, взятые под контроль курдскими отрядами.
Оркестр Рожавы в населенном курдами городе Эль-Камышлы в Сирии
Финалом этого сближения стал заключенный с сирийским правительством договор, которому предшествовали переговоры на российской базе Хмеймим. По приглашению курдов сирийская армия при поддержке российских военных вошла в приграничные города на севере страны, чтобы не допустить их захвата Турцией и ее союзниками.
«Эрдоган за два дня сделал то, что Россия не могла сделать годами», — рассказал Би-би-си Константин Труевцев, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии наук.
Как устроена курдская автономия?
В 2012-2013 годах курдские отряды заняли большую часть северо-востока Сирии. Сейчас они контролируют около четверти территории страны. В 2014 году они создали органы самоуправления, которые изначально задумывались как фундамент для национальной автономии.
Объявление о создании автономной области на северо-востоке Сирии
Со временем под контролем курдов оказались территории, населенные также арабами, туркоманами, ассирийцами и армянами. В итоге существующая сегодня автономная администрация Северо-Восточной Сирии мыслится курдами как представляющая все эти народы, а не только курдов.
В этой автономии каждый орган власти — от местных советов до руководителей территории — имеет двоих сопредседателей, один из этих постов обязательно занимает женщина. Во главе администрации сейчас стоят араб Мансур Селам и представляющая курдов Эльхам Эхмед.
Демократическая идеология сирийских курдов также предусматривает запрет многоженства на всей территории автономии; женщины также участвовали в боях против ИГИЛ.
«Они довольно успешно построили и политическую систему, и вооруженные силы», — говорит Константин Труевцев.
Кто ведет переговоры с США и Россией?
Переговоры от лица сирийских курдов с мировыми державами ведет генерал Мазлум Абди, командующий Демократическими силами Сирии (SDF) — объединенными силами, состоящими из курдов, арабов, ассирийцев и других народов северо-востока страны, которых вооружили и поддерживали США.
Абди — уроженец город Кобани на севере Сирии. Он проходил обучение в отрядах Рабочей партии Курдистана и был дружен с ее лидером Абдуллой Оджаланом.
Генерал Мазлум Абди, командующий курдскими отрядами, ведет переговоры с мировыми державами
Это, правда, не помешало в свое время американским сенаторам Джону Маккейну и Линдси Грэму посещать освобожденные сирийские города в качестве гостей генерала Мазлума.
Именно из-за связей с РПК и Оджаланом Турция считает Абди террористом.
Почему курды были союзниками США?
В среду на пресс-конференции президент США Дональд Трамп дважды заявил, что курды умеют воевать. Это не миф. Действительно, коалиция под руководством США сделала ставку на курдов именно из-за их успехов в борьбе с ИГ.
Американцы искали союзников для борьбы с террористами ИГ, которые могли бы взять на себя проведение наземной операции при воздушной поддержке США.
Курды оказались самой надежной и способной силой. Для курдских отрядов, у которых нет авиации и артиллерии, этот военный альянс имел в основном тактическое значение.
Именно курдские отряды были главной сухопутной силой коалиции, освободившей Ракку и выбившей боевиков «халифата» из Сирии.
Курды и Россия
История отношений курдов с Россией восходит еще к дореволюционным временам — во время Первой мировой войны отряды из рода Барзани переходили на сторону русской императорской армии, рассказал Би-би-си Константин Труевцев.
Первый президент иракского Курдистана Масуд Барзани (слева) вырос в Москве
В период советской оккупации Ирана во время Второй мировой войны была образована курдская Республика Мехабад, разгромленная иранским шахом в 1946 году, после ухода советских войск.
Командующий мехабадскими силами генерал Барзани смог эмигрировать в СССР, где жил до возвращения в Ирак в 1958 году. Его сын Масуд Барзани в 2005 году стал первым президентом автономного иракского Курдистана.
«Когда я в 1986 году встречался с Масудом Барзани, он рассказывал, как вырос в Москве и играл в футбол с местными мальчишками», — рассказывает Труевцев.
По словам востоковеда, Москва всегда поддерживала контакт с курдами. После вступления России в сирийский конфликт, российские дипломаты пытались убедить курдов и Дамаск, чтобы они пришли к согласию.
Москва поддерживает контакт с сопредседателями партии Демократической союз, которая является доминирующей в сирийском Курдистане и имеет поддержку больше 80% населения.
Однако у части российских военных было недоверие к курдам из-за их союза с США, добавляет Труевцев.