Главный стопор развития криптоэкономики не технологии, а человеческое разум, не готовое к новому, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. О том, что может случиться в будущем и почему людям пока не нужны криптовалюты, спикер рассказал на форуме Vestifinance.Дмитрий Мариничев убежден, что классические деньги всегда будут более популярны, нежели криптовалюты. Кроме того, платежные системы типа Visa пока производительнее открытых блокчейнов биткоина или эфира. Впрочем, интернет-омбудсмен уверен, что криптовалюты будут использоваться различными роботами, которым обыкновенные деньги не подходят.
Дмитрий Мариничев:
«Разумеется, криптовалюты будут входить в нашу жизнь. Фактор, который этому способствуют, — криптовалюты создают доверенную среду. Вы не нуждаетесь в посреднике, в третьем лице, который непосредственно дебетует или кредитует ваш расчетный счет. Вы начинаете апеллировать не в парадигме долгов, а в парадигме безусловной передаче ценностей. Резон криптоэкономики заключается в том, что ценность, которой вы обладаете, находится только у вас и ни у кого-либо еще».
Разница между криптоэкономикой и обычной экономикой такая же, как между социалистической моделью общества и капиталистической. В экономике будущего основной тезис — посредников не будет, они не нужны. Большая часть сущностей, которые нас окружают, становятся ненужными.
Дмитрий Мариничев:
«Криптоэкономика — это математика. В криптоэкономике любой спрос заблаговременно предвосхищен, а по-другому сказать, посчитан. Мы всегда знаем, какое количество людей закажет новый iPhone, мы можем это предсказать, потому что криптоэкономика подразумевает тотальный подсчет итого и вся. Блокчейн-цепочка есть у каждого ресурса. Она есть у песка, у леса, у водоемов, у нефти, у газа, у каждого человека, у каждой экономической сущности, которая состоит из симбиоза других сущностей или других ресурсов. В итоге все ресурсы человечества либо общества могут быть посчитаны. Мы четко понимаем вклад каждого. Мы можем нормальным образом жить в экономике совместного производства и потребления».
Даже если все необходимые технологии для создания утопического общества будут готовы, переход в криптоэкономику может случиться не ранее чем через одно поколение — 40 лет. Причина в антитрендах — ретроградстве, которое существует в обществе и противится переменам. Сегодня происходит такая же технологическая революция, какая была 150 лет назад, с той лишь разницей, что сейчас не человеческая физическая сила увеличивается многократно с помощью машин, а человеческие умственные способности увеличиваются неоднократно за счет технологий.
Законодатели пытаются зарегулировать новые технологии, в том числе криптовалюты и блокчейн. Дмитрий Мариничев полагает, что единственно верными могут быть законы, которые позволят пересмотреть саму структуру общества. Страна же старается сделать блокчейн и криптовалюты отраслью классической экономики, но не базисом, на основе которого должна возникнуть новая модель государственного устройства. При этом страна необязательно должен быть иерархически выстроено. Оно может быть управляемым с точки зрения общественного консенсуса, базирующегося на доверии технологической среде. Подобная структура общества существовала задолго до появления блокчейна лет 200-300 лет назад в любой классической деревне, хоть в России, хоть в Германии.
Дмитрий Мариничев:
«В деревнях с населением до 1 тыс. человек воровства не было, порядки соблюдались, из государственных служащих был поп в церкви, может быть, да заезжий из города жандарм. Однако общество саморегулировалось. Права собственности свято соблюдались. Все знали родственные, наследуемые и прочие связи внутри общества. Это работало. Сегодня технологии позволяют нам это сделать в рамках мира, в рамках неопределенного круга лиц, незнакомых товарищ с другом и доверяющих друг другу».
Ответ на вопрос об анонимности криптовалют в долгосрочной перспективе Мариничев считает однозначным: внутри социума будущего, который базируется на криптотехнологиях, каждый будет знать о каждом все. Право человека на анонимность — неотъемлемое право человека свободного. Но человек, находящийся внутри блокчейна, теряет часть своей анонимности, отдавая ее в пользу общественного достояния и получая взамен сервисы от общества, которое его защищает.
Дмитрий Мариничев:
«Блокчейн — это отражение сделанного человеком физического мира. Страх потерять все, находясь внутри какого-то блокчейна, будет непреодолим для человека, он не сможет из него выйти. Это есть та же государственная социально-экономическая функция построения общества, в котором вы находитесь. Но это не значит, что вы не можете построить альтернативную сеть, которая может притягивать других людей, которые будет абсолютно анонимны по отношению к иной сети».
Основная проблема криптовалют, требующая решения со временем, — это проникновение в общество, где люди понимают, как работает эта технология, а использование внутри социума должно быть принято как норма. Криптовалюты или блокчейн — это итого лишь база данных, важен симбиоз технологий и возможность их использования большинством людей.
Дмитрий Мариничев:
«Когда наши малыши вырастут, те технологии, с которыми они родились и выросли, войдут в их уклад жизни. И качество жизни резко поменяется благодаря этим технологиям. Сегодня мы пока сделать это не можем. Даже с учетом цифровизации государственной модели, к которой мы сейчас все стремимся, мы делаем оцифровку иерархически выстроенного государства. Но цифровой мир, который будет минимум через 20 лет, подразумевает высвобождение человека из плена государства. Освобождение от цифровой сущности».