Салах Джаар заботится о кошках
Сирийские и российские войска несколько месяцев бомбили город Кафр-Набаль на северо-западе Сирии. Сейчас на этой последней удерживаемой повстанцами территории осталось больше кошек, чем людей. В это непростое время они поддерживают друг друга.
В углу полуразрушенного подвала своего дома мужчина укрывается под столом от падающих снаружи бомб. Но 32-летний Салах Джаар там не один. Рядом с ним сгрудились полдюжины кошек. Они напуганы не меньше, чем Салах.
«Когда коты рядом, ощущаешь себя спокойнее, — говорит он. — Благодаря им бомбардировки, разрушения, страдания уже не кажутся такими устрашающими».
Когда-то население города Кафр-Набаль превышало 40 тыс. человек, но сейчас осталось лишь 100 жителей. Сложно сказать, сколько там кошек — точно сотни или даже тысячи.
«Очень многие покинули Кафр-Набаль, и население резко сократилось. Кошкам требуется уход, их нужно кормить и поить, поэтому они поселились у тех, кто остался. В каждом доме живет примерно по 15 кошек, а иногда и больше», — говорит Салах.
Салах продолжает работать корреспондентом местной радиостанции Fresh FM, хотя после недавней бомбежки от здания, в котором находились студии, остались только руины. К счастью, незадолго до этого вещание перенесли в соседний, более безопасный город.
Радиостанция, которая предупреждает о бомбардировках, передает новости и юмористические программы, а также общается со слушателями в прямом эфире, стала популярной не только среди местных жителей, но и среди кошек.
Десятки из них поселились в здании радиостанции, основатель которой — активист Раед Фарес — был убит исламистами в ноябре 2018 года. Он ввел в бюджет статью расходов на покупку корма животным — молока и сыра.
«Многие кошки родились в здании. Одна из них — белая с коричневыми пятнами — особенно привязалась к Раеду. Она везде за ним бегала и даже спала рядом», — вспоминает Салах.
Когда он выходит из того, что раньше было его домом, его встречает почти оглушающая какофония мяуканья, которая слышна отовсюду — от мягкого и мелодичного до визгливого и отчаянного. По его словам, так происходит с каждым, кто выходит здесь на улицу.
«Иногда бывает, идешь по улице, и 20 или даже 30 кошек бегут за тобой всю дорогу. Некоторые даже заходят домой».
С приходом темноты к звукам ночи добавляются лай и завывания бродячих собак. Им нечего есть, у них нет дома. Каждую ночь они ищут еду и место для ночлега, конкурируя с кошками.
Хотя кошки слабее физически, Салах утверждает, что кошки всегда побеждают в этой борьбе.
Большинство из них были домашними любимцами местных жителей, которые были вынуждены покинуть город после того, как силы Асада пошли в наступление на Идлиб в апреле 2018 года. Теперь, лишенные заботы и регулярных кормежек, они были вынуждены искать новые пристанища среди развалин.
Хотя оставшиеся здесь жители вроде Салаха не могут быть уверены, что им удастся остаться в живых и тем более прокормить себя, у них всегда найдется место за столом для четвероногих друзей.
«Когда я ем, они тоже едят, неважно что — овощи, лапшу или черствый хлеб. В таких ситуациях я понимаю, что мы оба — немощные создания, и нам нужно помогать друг другу», — говорит он.
Неудивительно, что во время постоянных бомбежек кошки точно травмируются точно так же, как и люди. Но, по словам Салаха, несмотря на недостаток лекарств и вообще всего, люди стараются заботиться о животных.
«У меня есть друг, у которого дома живут кошки. В одну из них попал осколок ракеты, и она едва не лишилась лапы. Но мы увезли ее в Идлиб, ее вылечили, и теперь она может ходить, как и раньше», — говорит он.
Силы президента Башара Асада уже достаточно близко подошли к Кафр-Набаль, и, скорее всего, в ближайшее время они им завладеют. Салах говорит, что он переживает за себя и своих товарищей, но также ему небезразлична судьба городских кошек.
Кафр-Набаль был сильно разрушен бомбежками
«У нас были хорошие дни и плохие, мы делили радость и боль, мы многого боялись. Они стали нашими компаньонами в жизни», — говорит он.
Он утверждает, что если произойдет худшее, и жителям придется покинуть Кафр-Набаль, они заберут с собой как можно больше кошек.
Похоже, что посреди ужасов войны между людьми и животными сформировалась привязанность, сломать которую будет непросто.