О перспективах рынка нефти, сотрудничестве с ОПЕК и газодобывающими странами рассказал на Международном энергетическом форуме в Алжире министр энергетики РФ Александр Новак.
— В первую очередь, конечно, хочется поговорить по итогам форума. На полях Международного энергетического форума была не одна встреча, и даже не один десяток, и двусторонние, и многосторонние встречи. Какие основные мы можете выделить темы, которые обсуждались?
— Действительно Международный энергетический форум — это такая одна из крупнейших площадок, на которой обычно участвуют и руководители министерств энергетики различных стран. Более 70 стран объединяет Международный энергетический форум. Здесь всегда присутствуют, как и сегодня, руководители всех крупных энергетических международных организаций, более 30 компаний присутствуют.
Поэтому, конечно, эта площадка, на которой многие стараются активно провести двусторонние встречи, многосторонние встречи, поучаствовать в панельных сессиях, на которых обсуждаются самые актуальные вопросы в области энергетики. Поэтому нам сегодня и вчера удалось провести большое количество встреч. Я бы отметил из них в первую очередь — это встреча с премьер-министром Алжира господином Селлялем. Мы обсудили необходимость возобновления работы межправительственной комиссии по развитию торгово-экономического сотрудничества, основные направления нашего сотрудничества. Поскольку я возглавляю межправкомиссию, то очень была полезная и конструктивная встреча.
Также мы встретились с новым генеральным секретарем ОПЕК, с новым генеральным секретарем Международного энергетического форума, а также с руководителем форума стран-экспортеров газа. Помимо этого, из министров были такие встречи ключевые, как с министром нефти Саудовской Аравии, Ирана, Венесуэлы, Китая, с заместителем министра Японии мы встречались и обсуждали перспективы развития наших отношений. Кроме этого, мы встречались с министром Норвегии.
И еще большое, большое количество других встреч. Ну, безусловно, это Алжир и Катар, и другие наши министры. Мы обсуждали ситуацию на рынках, мы обсуждали возможность совместных каких-то действий для более быстрой стабилизации рынков нефти. Кроме этого, мы обсуждали двустороннее сотрудничество в энергетической области между нашими странами.
Очень были конструктивные встречи, полезные. Я думаю, что по результатам этих встреч мы еще больше продвинемся в плане нашего сотрудничества между нашими странами.
— Вы уже отметили, что обсуждали в том числе и рынок нефти. В одном из недавних интервью вы говорили, что сегодня рынок нефти мировой, он не сбалансирован. Как вы считаете, как можно изменить ситуацию и какие, может быть, способы изменения предлагали вот ваши коллеги, с кем вы здесь общались?
— Действительно, рынок сегодня еще не сбалансирован. Мы находимся в затяжном, скажем так, периоде выхода из цикла низких цен. Хотя в течение последнего года мы видим — ситуация несколько улучшается.
Тем не менее, по нашей оценке, сегодня еще достаточно низкие цены, которые приводят к существенному снижению инвестиций отрасли. За последние 2 года только отрасль потеряла 450 примерно, 500 миллиардов долларов инвестиций, что в свою очередь может создавать риски для будущего предложения на рынке. И вот эта волатильность, она, конечно, не в интересах как производителей углеводородов, так и потребителей.
Потому что потребители тоже страдают, поскольку при отсутствии в будущем предложения, цены могут подскочить, что в свою очередь снизит существенно спрос. И кроме того, производители, конечно, заинтересованы в том, чтобы со стороны энергокомплекса был соответствующий спрос на заказ оборудования, производства технологий, научно-исследовательских работ, и так далее. Сегодня, поскольку отрасль падение цен существенным образом потеряла, этого спроса недостаточно, для того чтобы поддерживать в том числе и рост экономики в этих странах. Поэтому сегодня на форуме обсуждали и среди производителей, и среди потребителей стран, где найти этот баланс интересов, что нужно делать, как будут развиваться рынки.
— Вот смотрите, кроме самого форума также было огромное количества дискуссий по поводу неформальной встречи именно уже, насколько я понимаю, стран-членов ОПЕК в первую очередь, и вопросы о стабилизации рынка возможной заморозкой добычи нефти, в добычи производства. Если говорить про позицию России по этому вопросу, то какова она?
— Ну, что касается консультаций, обмена мнениями, которые происходят уже в течение последнего года, как известно, мы еще в начале года в Катаре в Дохе обсуждали этот вопрос. И в принципе были найдены совместные компромиссы между странами ОПЕК и не ОПЕК, которые затем обсуждались уже в апреле в Дохе. На мой взгляд, на сегодняшний день стороны по отношению к апрелю стали более гибкими.
И мне кажется, что вот атмосфера Международного энергетического форума сегодня была довольно позитивной, конструктивной. Есть подвижки между странами, входящими в ОПЕК, по нахождению консенсуса с точки зрения вот механизмов, совместных действий для координации рынков.
Тем не менее, как мы и договорились в апреле, страны «не ОПЕК» и Россия готовы рассмотреть те предложения, которые будут выработаны в первую очередь внутри ОПЕК. То есть в первую очередь должны страны ОПЕК договориться между собой о механизмах и инструментах совместных действий на рынках. Это может быть и заморозка, и сохранение объемов добычи вот на определенном уровне.
Может быть это снижение квот, которое рассматривает ОПЕК. И в этом плане мы всегда занимали конструктивную позицию, потому что мы считаем, что действительно всем интересно и выгодно, с тем чтобы рынок сбалансировался в более короткие сроки, чем это происходило бы рыночным путем. Хотя, безусловно, я должен отметить, что рынок в любом случае идет по пути балансировки. 2016 год уже частично сбалансировал рынок. 17-й год я думаю, будет, окончание 17-го года, когда рынок восстановится.
— Но я правильно понимаю, что Россия не принимает участия в встрече, которая состоится завтра?
— Завтра состоится в соответствии с договоренностью, которая была достигнута между странами ОПЕК в июне месяце на конференции в Вене, а неформальная встреча стран-членов ОПЕК — она состоится уже по окончании работы Международного энергетического форума в Алжире.
И, конечно, в первую очередь, как я уже сказал, страны ОПЕК обсудят внутри себя общую ситуацию на рынках и позицию стран-экспортеров, входящих в ОПЕК. Мы договорились также в процессе двусторонних консультаций, которые проводились моими коллегами министрами стран-членов ОПЕК, что в случае достижения какого-то консенсуса и компромисса нам будет направлено соответствующее предложение, которое мы обязательно рассмотрим. Мы в этом плане, еще раз повторю, занимаем конструктивную позицию и готовы взаимодействовать со странами ОПЕК.
— Но, безусловно, цена на нефть — это лейтмотив, который сквозной был абсолютно на всех этих встречах и самом форуме. Мы тоже говорили много в кулуарах. Каких-то четких прогнозов никто не делал. Вы делаете какие-то прогнозы по нефти по цене или нет?
— Ну, прогноз — дело неблагодарное, как известно. Поэтому я думаю, что можно лишь говорить о тех ценах, которые мы в среднесрочной перспективе видим. Я думаю, что во втором полугодии, вот сейчас, цены будут также, наверное, колебаться между 40-50 долларов за баррель.
В следующем году в процессе восстановления рынка, возможно, цены будут между 50-60 в среднем по году. Но, мне кажется, в любом случае на ситуацию будут влиять и рост экономик стран, рост спроса, могут какие-то быть форс-мажорные ситуации. Как в этом году, допустим, форс-мажор повлиял – пожары в Канаде либо вот проблемы с инфраструктурой в Нигерии, на то, что предложение было в летний период скорректировано в сторону уменьшения. Что в свою очередь позволило сбалансировать рынок в летний период.
Поэтому будем смотреть, мониторить. Мы договорились продолжать взаимодействие со всеми странами-членами ОПЕК и не входящими в ОПЕК, продолжать консультации. С Саудовской Аравией провели конструктивные переговоры, и в соответствии с нашими договоренностями на «двадцатке» в Китае, которые в сентябре месяце были достигнуты, мы продолжим мониторинг ситуации на рынках и выработку каких-то совместных предложений по совместным действиям.
— Вот говоря про инвестиции, вы уже в самом начале ответили, говорили, что сокращаются объемы в России. Когда возможно все-таки повышение объема инвестиций именно в нефтяных компаниях проекта?
— Ну, что касается России, у нас наши компании не сократили объемы инвестиций в рублевом выражении в результате вот изменений макроэкономической ситуации. Поэтому мы видим, что в рублевом выражении инвестиции даже в этом году будут чуть выше, чем в прошлом году.
Это позволяет нам поддерживать добычу нефти на текущем уровне, и наши компании, вот если не будет каких-то новых изменений налогового законодательства, будут обеспечивать поддержку добычи на текущем уровне, замещая действующие месторождения новыми вводами, которые были запланированы компаниями. Мы видим, конечно, что в долларовом выражении и в целом по миру идет существенное снижение инвестиций.
И я уже говорил эти цифры, могут в ближайшие несколько лет потери отрасли составить около 1 триллиона долларов. Это существенное падение инвестиций, которое может в свою очередь иметь такие негативные последствия для будущего предложения на рынке нефти. Поэтому, на мой взгляд, вот цена на нефть должна быть сбалансированной с точки зрения привлечения инвестиций в отрасль.
И нам трудно сейчас, наверное, назвать какую-то конкретную цифру. Каждый инвестиционный проект, он по-своему, он считается с точки зрения экономики, возврата инвестиций и так далее. Поэтому, думаю, что более высокие цены, чем сегодня, они были бы более привлекательны для разработки месторождений и поддержки добычи и удовлетворения того спроса, который будет продолжаться, на нефть.
— У меня последний вопрос, уже не связанный с нефтяной тематикой, с газовой. Недавно стало известно, что уже первые шаги наметились в реализации проекта «Турецкий поток». Насколько возможно будет все успеть сделать в сроки?
— Сейчас идет активная работа по реализации проекта «Турецкий поток» вместе с нашими турецкими партнерами. Наши лидеры — президент Владимир Владимирович Путин и президент Эрдоган — дали указание проработать межправительственное соглашение между нашими странами о реализации этого инфраструктурного проекта, который называется «Турецкий поток». На прошлой неделе делегация министерства энергетики вместе с «Газпромом» была в Турции и участвовала вместе с нашими турецкими партнерами в обсуждении уже непосредственно самого межправсоглашения и дорожной карты к нему. Эта работа продолжается. И на этой неделе также продолжатся консультации. И надеемся, что к середине октября, а может быть, и несколько раньше, мы выйдем уже на согласованный проект межправительственного соглашения.
Беседу провела Александра Суворова.
Источник: vestifinance.ru