Бразильская активистка Жоэния Вапичана уже почти три десятилетия борется за земельные права коренных народов и против «институциональной дискриминации» в Бразилии.
Жоэния закончила юридический факультет Федерального университета Рораймы. В 2018 году, в результате длительной предвыборной кампании, финансируемой за счет «краудфандинга» (добровольных пожертвований), она стала первой женщиной из числа коренного населения, избранной в федеральный парламент Бразилии. В том же году она была удостоена Премии ООН в области прав человека – престижной награды, предыдущими лауреатами которой были Элеонора Рузвельт, Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела.
В эксклюзивном интервью новостной службе ООН по случаю двадцатой годовщины подписания Дурбанской декларации и Программы действий Жоения заявила, что пришло время расширить возможности для борьбы за права коренных народов.
«Меня зовут Жоэния, я принадлежу к коренному племени Вапичана. Моим вторым образованием, как я всегда говорю, было участие в движении коренных народов за свои права.
В Бразилии всегда существовала дискриминация коренного населения. Наши права большей частью не признаются на государственном уровне, наше мнение игнорируют.
Если вы просмотрите имеющиеся данные о расовой дискриминации в мире, вы увидите, что, как правило, речь идет о населении африканского происхождения, но не о коренных народах. Большинство проводящихся в мире исследований не затрагивают проблему дискриминации в отношении коренных народов.
Были случаи, когда, например, один министр заявил, что коренные жители не могут носить обувь Nike, потому что это противоречит обычаям коренных народов. В другом случае прозвучала критика в адрес женщины из числа коренного населения, которая использует iPhone – как будто это способно лишить ее коренной идентичности. Власти не признают право коренных народов на получение бразильского гражданства, а это уже своего рода институционализированная дискриминация.
Если кто-то страдает от расовой дискриминации или от проявлений расизма, необходимо предоставить этому человеку юридическую защиту с соблюдением всех требований закона. Нужно громко говорить о таких инцидентах, даже если мы понимаем, что из такого дела в суде ничего не выйдет. Для нас важно документально зафиксировать исторический этап, который мы сейчас проходим.
Нам нужно поднять вопрос включения представителей коренных народов в процесс обсуждения государственной политики. Для борьбы с расизмом должны быть доступны ресурсы, а не только законодательные акты. Как только общество признает существование проблемы, необходимо начать работать над созданием структуры для ее решения. Если у вас не будет финансовых ресурсов для реализации вашей политики, в конечном итоге, вы окажетесь в той же ситуации, в какой находились раньше».
♦